Что смотреть: «Если ты прав…» Юрия Егорова

12+

Электромонтер Алексей Гончаров (Станислав Любшин), учащийся на четвертом курсе радиотехнического, постоянно получает наряды в одну и ту же московскую квартиру. С аппаратом там всё в порядке — абонент под номером 0581 по имени Галя (Жанна Болотова), сирота, живущая с дедом из репрессированных, вызывает телефонных дел мастера, потому что он ей понравился. Симпатия у них взаимная, и вот уже Алеша приглашает девушку в родные края знакомить с семьей. Однако вскоре Гончарова вызывают в мещанскую квартиру, где его оскорбляют недоверием и гадкими намеками («вы нас тоже поймите, у соседей шубу украли»). Молодой человек уходит, хлопнув дверью, а затем на работу приходит жалоба. Вспыльчивый Алеша увольняется, а когда Галя советует ему не быть таким принципиальным, ссорится с ней. Но на то это и советский оттепельный фильм — всё у героев наладится.

«Если ты прав…» (1963) был снят Юрием Егоровым уже после принесших ему славу «Добровольцев» и «Простой истории» и полон таких же прекраснодушных, честных и волевых людей. Но, кроме красивой пары Любшина и Болотовой, зимней Москвы и забавных бытовых деталей (вроде молодых людей, для форса представляющихся Жоржем и Эдуардом), в фильме есть и несколько неожиданная вставная новелла. В оригинальный сценарий Эмиля Брагинского, написавшего основные хиты Эльдара Рязанова (от «Берегись автомобиля» до «Гаража» и главного отечественного новогоднего фильма), ближе к финалу помещен рассказ деда Гали (Алексей Краснопольский), который он дает почитать Алексею.

Это экранизация «Самородка» Георгия Шелеста, военного корреспондента и писателя, репрессированного в 37-м за «терроризм и антисоветскую пропаганду». В истории про политзаключенных, вымывающих в Сибири золото в годы Великой Отечественной, тоже, как и в случае с Гончаровым, есть подлец, учетчик из уголовников, ждущий победы Гитлера и капитализма. Но главное в ней — пафос и вера в настоящих людей, поступающих по совести даже в нечеловеческих условиях. Пусть это и смотрится слегка дидактично, но сама поднимаемая тема срока в 15 лет за разбитый бюст Сталина была довольно смелой для мелодрамы про влюбленных молодых людей. Хотя в кино 60-х «неудобных тем» касались многие, от Марлена Хуциева («Июльский дождь») до Иосифа Хейфица («День счастья»). Как говорится, время было такое.

Егоров потом снимет еще одну симпатичную оттепельную картину «Не самый удачный день» (1966) с Никитой Михалковым, вновь бродящим по летней Москве как в шедевре Данелии, но именно «Если ты прав…» — одна из его незаслуженно забытых удач, ради которых стоит изучать архивы советского кино и находить там такие маленькие сокровища.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Киностудия им. М. Горького