«Мы строили, строили и наконец построили!» Часть 2

(Продолжение. Первая часть)

Кадр из фильма «Любить человека» / © Центральная киностудия детских и юношеских фильмов М. Горького

Строительству города в тайге посвящен двухсерийный фильм Сергея Герасимова «Любить человека» (1972), хотя это, конечно, кино не про строителя, а про архитектора — горящего идеей Дмитрия Калмыкова, его борьбу за проект, его взаимоотношения с прекрасной коллегой-супругой (Любовь Виролайнен). Стройка как таковая появляется лишь в качестве одной из декораций. Прототипом героя стал вполне реальный архитектор Александр Иванович Шипков, создавший проекты экспериментальных домов в Норильске.

Кадр из фильма «Верой и правдой» / © Мосфильм

Другое дело — порезанная цензурой едкая и горькая драма Андрея Смирнова «Верой и правдой» (1979) про архитекторов 50-х и 60-х годов, вынужденных отказаться от проектировки сталинских дворцов и переключиться на панельное жилье «для всех». В картине собран блестящий актерский состав во главе с Александром Калягиным в роли архитектора Минченко, но особенно запоминается жутковатая фигура бывшего беспризорника, строителя Сергея Кряквина (Сергей Шакуров), сумевшего выбиться в люди благодаря умению приспосабливаться. Надо сказать, что реальные московские стройки нечасто выступали фоном для киносюжетов — разве что главные герои «Добровольцев» (1958) и «Я шагаю по Москве» (1963) были метростроевцами, да уже упомянутый герой Рыбникова трудился в столице в «Девушке без адреса». Тем интересней увидеть в начале и финале «Верой и правдой» документальные кадры застройки района Тропарево и возведения гостиниц «Салют» и Центральный дом туриста.

Кадр из фильма «Премия» / © Ленфильм

Другой взгляд на строительство предложил драматург Александр Гельман. В снятых по его пьесам «Премии» (1974, Сергей Микаэлян) и «Обратной связи» (1977, Виктор Трегубович) нерв и саспенс вырастают из, казалось бы, самых тривиальных жизненных коллизий. В первом Потапов (Евгений Леонов) и вся его бригада из 17 человек отказываются от премии, которая выдана по результатам года всем работникам треста за перевыполнение плана. Его вызывают на заседание парткома (секретаря играет Олег Янковский), где он должен объяснить свой поступок. Камерная драма с прекрасным актерским ансамблем держит в напряжении до самого финала. Во втором Янковский вновь в роли секретаря, на этот раз горкома, пытается выяснить, почему досрочная сдача нефтехимического комбината приведет к колоссальным убыткам. По сути, производственная драма о противоборстве, прости господи, горкома и обкома КПСС, на деле — почти что триллер с замечательными актерами (Людмила Гурченко, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров).

Кадр из фильма «Раз на раз не приходится» / © Мосфильм

Закончим на комической ноте — самыми никчемными рабочими в кино однозначно можно назвать героев перестроечной комедии «Раз на раз не приходится» (1987) Ары Габриеляна. Бригада горе-строителей (Армен Джигарханян, Леонид Куравлев и Борислав Брондуков) отправлена на штрафные работы — рушить дома, предназначенные под снос. В руинах одного из них они находят сундук с золотом. Казалось бы, безбедная жизнь обеспечена, но не всё так просто. Надо сказать, что по степени скудоумия это трио уверенно обходит дуэт Равшана и Джамшута из комедийных телескетчей «Наша Russia». Тем более что играют их звезды советского экрана, которые не халтурят даже в такой сатирической безделице.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Союзмультфильм