Драйвер роста

Правительство России разработало комплекс мер по поддержке программ развития регионов и запустило федеральные проект так называемого «Инфраструктурного меню». Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными и предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК).

Механизм выдачи Инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), запущенный летом прошлого года, стал мощным инструментом регионального развития. Такой кредит предоставляется по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Получить его регион может, приняв участие в конкурсе проектов, а погашать кредит нужно с третьего года после получения.

Предполагается, что эта мера господдержки увеличит объемы строительства новых жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечит обновление жилищно-коммунального хозяйства. Все это поспособствует достижению главной цели нацпроекта «Жилье и городская среда» — заметному улучшению качества жизни россиян.

По словам гендиректора ППК «Фонд развития территорий» Ильшата Шагиахметова, всего в рамках ИБК между 83 субъектами распределили 1 трлн рублей на реализацию 939 проектов до 2025 года. При этом в 22 регионах уже завершили проекты.

Механизм ИБК оказался настолько востребованным, что весной этого года решением Правительства РФ лимит инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) увеличили до 1 трлн 315 млрд рублей.

«Данный инструмент финансирования инженерной, социальной, дорожной и транспортной инфраструктуры уже доказал свою эффективность. Увеличение лимита на 315 млрд позволит реализовать новые проекты на всей территории страны, в том числе в новых субъектах», — рассказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Успешность проекта отмечают и эксперты. Так, по мнению, руководителя аппарата ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Кирилла Холопика благодаря проекту, оператором которого является Фонд развития территорий, удалось сформировать прозрачную систему распределения федеральных средств для оказания помощи по наиболее востребованным направлениям строительства объектов инфраструктуры.

«В том числе это в значительной мере охватывает и жилищное строительство, помогая вовлекать для проживания новые территории, на которых формируется современная комфортная среда, строятся современные города», — подчеркнул он.

По его мнению, в Российской Федерации в настоящий момент наметился совершенно очевидный тренд на комплексность жилищного строительства.

«Проекты точечной застройки уходят в прошлое. Появившийся несколько лет назад проект инфраструктурного меню, получивший в 2022–2023 годах очень большое развитие, как раз решает эти задачи. Одним из его капиталоемких инструментов являются инфраструктурные бюджетные кредиты», — добавил К. Холопик.

Развивая тему комплексности развития территорий, эксперт в области экономики Андрей Бархота, отмечает важность поддержки жилищного строительства созданием соответствующей инфраструктуры.

«Специфика финансово-хозяйственного цикла в строительстве такова, что преодоление инфраструктурных диспропорций требует значительных временных и финансовых ресурсов. В этом отношении инфраструктурный бюджетный кредит оказывает существенную помощь в развитии строительства инфраструктуры. Расширяя географию предоставления ИБК, Фонд развития территорий существенно наращивает компетенции в анализе потребностей и возможностей развития строительного сектора в регионах, стимулируя жилищное строительство благодаря созданию социальной, дорожной и коммунальной инфраструктуры», — отметил А. Бархота.

При этом, по мнению экспертов, на горизонте 2-3 лет потребность в ИБК будет только возрастать.

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется