Проект и постройка Триумфальных ворот в ознаменование победы над французами в 1812 году были поручены выдающемуся архитектору Осипу Ивановичу Бове. Сама идея устройства памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств император высказал желание построить в Москве Триумфальные ворота, на манер тех, какие возводились в Петербурге. Архитектор Бове работал над проектом более двух лет, а 26 апреля 1829 года он был окончательно утвержден императором.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Закладка нового для Москвы архитектурного шедевра у Тверской заставы состоялась 17 августа 1829 года при огромном стечении народа. Москва продолжала заново отстраиваться после пожара 1812 года и установка Триумфальных ворот была одним из самых обсуждаемых событий того периода. В числе почетных гостей на торжестве присутствовали московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Голицын и митрополит Филарет. «На счастье» в фундамент арки заложили горсть серебряных монет чеканки именно 1829 года и бронзовую плиту с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году…».
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Знаменитые ворота строились несколько лет, и одновременно расширялась, обновлялась, устраивалась площадь вокруг них. Для сооружения Триумфальной арки был использован камень из Самотечного канала, а также белый камень из села Татарово, находившееся в Крылатской пойме.
На Тверской-Ямской улице стали появляться каменные дома, от ветхих построек избавлялись все прилегающий улицы и переулки. Москва стремительно менялась.
Великолепные чугунные скульптуры, колонны, а также скульптурный декор Триумфальных ворот изваял гениальный И.П. Витали совместно с И.Т. Тимофеевым. В работе над украшением Триумфальных ворот скульпторы опирались на рисунки Бове. В 1833 году на аттике арки появилась надпись, которую утвердил сам император Николай I: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сай во время нашествия галов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». Надпись дублировалась на латыни на противоположной стороне.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Строительство Триумфальных ворот растянулось наа пять лет. Торжественное открытие состоялось 20 сентября 1834 года. Спустя чуть более 50 лет, в 1899 году под аркой Триумфальных ворот проехал первый в Москве электрический трамвай. Маршрут протянулся от Страстной площади до Петровского парка. Чтобы москвичи привыкли к названию топонимов кондуктор объявлял на остановке: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Брестский вокзал». Стоит сказать, что до 1912 года привычный нам Белорусский вокзал носил имя Брестский, а в период с 1912 по 1917 кондукторы объявляли его как Александровский.
Летом 1936 года, согласно концепции Генплана, Триумфальные ворота были разобраны. Предварительно бригада архитекторов провела необходимые обмеры, зарисовки, а также сфотографировала памятник архитектуры. Чугунные скульптуры и архитектурные украшения ворот были переданы в Музей архитектуры на территории Донского монастыря.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Согласно планам А.В. Щусева, который разрабатывал проект реконструкции площади, планировалось вернуть Триумфальные ворота на историческое место, однако это реализовано не было. Чугунные колонны арки долгое время лежали на Миусской площади, а в годы Великой Отечественной войны были переплавлены. Сохранилась только одна единственная колонна.
В декабре 1956 года было принято Постановление №1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в Москве». Копию Триумфальных ворот Бове установили в 1966 году. Новый проект был разработан коллективом архитекторов под руководством В.Я. Либсона. Местом расположения арки решено было выбрать Кутузовский проспект, неподалеку от музея-панорамы «Бородинская битва». Несмотря на тщательное изучение чертежей и фотографий исторической арки, новый ансамбль отличается от оригинала. В конструкциях стен вместо кирпича использовали железобетон, а белый камень заменили на серый крымский известняк. Новая арка лишилась кованных решеток и кордегардии, которые украшали творение Бове. Архитектурная отделка новых Триумфальных ворот также была выполнена заново: на Мытищинском заводе было отлито 150 чугунных скульптур. По образцу единственной сохранившейся колонны было отлито 12 новых чугунных колонн.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Надписи на памятных досках были изменены: со стороны центра Москвы разместили строки из приказа Кутузова от 21 декабря 1812 года, а со стороны Можайского шоссе разместили надпись с закладной доски образца 1829 года. Торжественное открытие новых Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте состоялось 6 ноября 1968 года.
Текст © Алексей Горячев / Москва меняется