Миллениалы (поколение Y) – это поколение людей, родившихся примерно после 1981г. Оно характеризуется, прежде всего, высокой степенью вовлеченности в цифровые технологии. Можно ли у представителей этого поколения выделить общие черты поведения, связанного с покупкой и арендой недвижимости? И какое жилье интересно миллениалам? Об этом мы поговорили с Кириллом Игнахиным, генеральным директором Level Group.
— На западе, по мнению аналитиков, есть некий тренд у представителей поколения Y по отказу от собственности в пользу аренды. В чем сходство и отличие потребительского поведения миллениалов в плане покупки жилья у нас в стране и за рубежом?
Кирилл Игнахин. На самом деле интерес молодого поколения к арендному жилью в развитых странах обусловлен не свободным выбором, а объективными экономическими условиями. Прежде всего, это связано с очень быстрым ростом цен на жилье в крупнейших мегаполисах Европы и США, а также одновременным сворачиванием программ строительства социального жилья. Поскольку доходы населения в развитых странах стагнируют с кризиса 2008 года, молодое поколение, которое вышло на рынок в последнее десятилетие, было вынуждено сделать ставку на аренду. Впрочем, это касается городов с очень быстрым ростом цен на жилье: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берлин, Мюнхен, Дублин, столицы скандинавских стран.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
— Можно ли сказать, что для российского менталитета характерно все же стремление иметь жилье в собственности, а не арендовать его?
Стремление иметь жилье в собственности, а не в аренде действительно характерно для россиян, но не только. К примеру, в Испании доля собственников достигает 77%, в Италии – 72%, в Нидерландах – 69%. В России этот показатель равен 87% и в последние десять лет этот показатель возрастал. Между тем в других странах действительно многие предпочитают арендовать жилье: в Германии доля собственников – 52%, а в Швейцарии – 43%.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
— В чем вообще особенности покупательского поведения миллениалов при приобретении недвижимости?
На мой взгляд, само понятие поколения весьма схематично и умозрительно. Едва ли можно выделить общие черты покупательского поведения у группы людей, родившихся с 1982 по 2000-й год. Одним из них уже почти сорок лет, а другим – около двадцати. В первом случае мы имеем дело с семейным покупателем, который нуждается в просторном жилье, а во втором – со студентом. Не буду отрицать, что у миллениалов есть схожие стремления, скажем, они чаще хотят жить ближе к центру города и «спальные» районы их никак не впечатляют. При этом их родители считали новые жилые массивы на окраинах городов признаком прогресса. Однако далеко не все покупательские установки миллениалов можно идентифицировать, потому что это поколение сильно ограничено в средствах, и выбирать ему, как правило, не приходится.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
— На что обращают внимание представители поколения Y, выбирая недвижимость? Есть ли какие-то стоп-факторы: в каком доме миллениал точно скорее всего не купит жилье, хотя представителей других поколений это может совсем не отпугнуть?
Я полагаю, что у миллениалов совершенно четко можно выявить неприятие всего типового: архитектуры, благоустройства, дизайна. Это обусловлено тем, что их взросление проходило в ветшающих домах эпохи типового и массового жилищного строительства. Именно этим обусловлен интерес покупателей к проектам новостроек с индивидуальной архитектурой, нестандартной концепцией благоустройства, дизайнерскими местами общего пользования. Они готовы платить за такой продукт несколько больше, чем за эконом-класс, который воспроизводит устаревшие подходы к жилищному строительству.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
— Какие районы наиболее любимы миллениалами при покупке жилья? На что они обращают внимание при выборе района?
На мой взгляд, при выборе места жительства на передний план у миллениалов выходит транспортная доступность. Проще говоря, район может быть любой, но главное – это эффективная транспортная доступность центра. В свою очередь ее обеспечивает метро в шаговой доступности. Возможно, в меньшей степени, чем более старшее поколение, миллениалы используют личный транспорт. С одной стороны, это связано с повальным ужесточением условий содержания автомобиля в крупных городах. С другой стороны, миллениалы действительно стремятся сокращать временные затраты на ежедневые поездки, поэтому стараются выбирать жилье поближе к центру. Соответственно, острая необходимость в использовании личного транспорта снижается.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
— Можно ли сказать, что люди поколения Y чаще напрямую совершают сделки с жильем, нежели прибегают к помощи риэлторов?
Молодые покупатели действительно стремятся исключить посредников из всех совершаемых ими сделок. Растет популярность приложений для поиска жилья (покупка и аренда), в которых стороны сделки связываются друг с другом напрямую, минуя агентов и юристов. Всю необходимую информацию такие покупатели/арендаторы, как правило, получают из всемирной сети или из социальных сетей.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
— Если кратко описать некий Жилой Комплекс, ориентированный именно на миллениалов, то каким он должен быть?
Прежде всего, жилой комплекс для миллениала должен быть максимально автономным пространством для жизни, то есть в шаговой доступности его житель может пользоваться всеми коммерческими услугами и развлечениями. Кроме того, этот объект должен располагаться сравнительно недалеко от центра (20-30 минут на транспорте). На территории комплекса или в шаговой доступности миллениал хочет видеть места для активного отдыха, встреч с друзьями и соседями. Наконец сам жилой комплекс должен быть не похож на другие здания в городе, по сути, представляя собой уникальный объект благодаря архитектурной и дизайнерской концепции.
Фото обложки © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Текст © Евгения Калачихина / Москва меняется