Ольга Володина: «Отношения между соседями – это тоже бизнес»

 

Почему этот вопрос важен? Что девелоперы делают для укрепления добрососедских отношений? Какие тенденции есть в этой сфере? И как сделать так, чтобы это было действительно интересно и нужно жителям? Об этом портал “Москва Меняется” поговорил с Ольгой Володиной, директором по развитию социально-градостроительной концепции «Миниполис» девелоперской группы «Сити-XXI век».

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

ММ:

– Расскажите, что сегодня предпринимают девелоперы для укрепления соседских отношений жителей их ЖК? Есть ли какие-то определенные тренды в этом направлении?

О.В.:

– Все девелоперы используют примерно одни и те же технологии: создают комьюнити-центры, проводят различные мероприятия на территории ЖК. Мы, например, помимо этого, активно поддерживаем и развиваем обмен услугами между жителями. Сейчас время мелкого и среднего бизнеса, много частных предпринимателей, которые работают на себя и готовы расширять клиентскую базу за счет соседей. Жителям тоже проще доверить свои дела знакомому человеку, спросить у соседей рекомендации и обратную связь.

Первые комьюнити-центры появились именно в наших миниполисах – соседский клуб в столичном районе Строгино был открыт еще в 2013 году, а еще раньше появился совет миниполиса – еще одна площадка для диалога жителей. Тогда не все понимали, зачем мы это делаем, сейчас в проектах массовой застройки в Москве и области в той или иной степени используются наши идеи.

ММ:

– Помимо соседских клубов – что еще работает на создание добрососедских отношений?

О.В.:

– Развитие общественных пространств – это еще один эффективный инструмент работы с местным сообществом, поскольку никто не знает потребностей конкретного места, района, двора, лучше, чем его жители. Сейчас программа по развитию общественных пространств реализуется уже на государственном уровне – национальный проект по формированию комфортной городской среды. Как и в случае с соседскими клубами, мы стали создавать общественные пространства задолго до появления устойчивого тренда. При этом всегда делали ставку на совместную работу с жителями. Например, в Видном вместе с новоселами миниполиса Радужный создали уютную липовую аллею для прогулок, в Строгинском миниполисе вместе с жителями построили два народных парка.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Зона отдыха в ЖК «Подсолнухи» / Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

Общественные пространства – это не только двор и улица, их можно создавать и внутри жилых домов. В Строгине в жилом комплексе «Янтарный город» предусмотрены панорамные атриумы высотой в 4 этажа, где по мы (застройщик) изначально определили функционал только двух атриумов из 10, разместив там детские площадки, уже позже, по инициативе жителей в атриумах появились: спортивный зал, бильярдная, теннисный клуб и т.д. – жители не просто общаются между собой, многие дружат и проводят вместе довольно много времени.

ММ:

– Почему девелоперу выгодно проводить такую работу и на каком этапе она делается? Какие цели ставит перед собою девелопер в таком случае?

О.В.:

– Хорошо организованное проживание в ЖК – это тоже часть продукта, по крайней мере, для нас. Поэтому уже на этапе проектирования мы предусматриваем различные решения, позволяющие решить эту задачу. Помещение для соседского клуба предусматривается уже на этапе проекта. В миниполисе Самоцветы в Люберцах осенью откроется соседский клуб площадью 200 кв. м. В соседском клубе Строгинского миниполиса не так давно открылся дополнительный зал-трансформер в дополнение к уже двум существующим, что существенно расширило наши возможности. Например, в сентябре в новом зале, по просьбе жителей, мы запускаем новое направление – аэройогу. В выборе оснащения мы предпочитаем многофункциональность и ориентируемся на потребности людей.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Танцевальная студия в соседском клубе «Строгино» / Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

Сейчас дизайн-проекты всех наших соседских клубов разрабатывает наша жительница – профессиональный дизайнер и активный участник клуба, которая отлично знает все потребности таких помещений. Что касается непосредственной работы с новоселами или будущими жителями, она начинается задолго до открытия соседских клубов. Мы объединяем людей с помощью социальных сетей и форумов, приглашаем их на клиентские мероприятия, проводим экскурсии по объектам.

ММ:

– Влияют ли хорошие отношения между соседями в ЖК на ликвидность квартир в проекте, на их стоимость?

О.В.:

– Прямой зависимости нет, так как отношения между соседями возникают уже после завершения основного этапа продаж, но наличие такого опыта в портфеле девелопера, безусловно, повышает доверие к компании. Для покупателей важно знать, что компания не бросает свои дома, а продолжает и дальше развивать их. Это дает определенные гарантии.

ММ:

– Работа по укреплению соседских отношений среди жителей ЖК – это все же относится к социальной ответственности девелопера, или это вопрос бизнеса?

О.В.:

– Это и то, и другое. С одной стороны, на рынке много примеров, где застройщик уходит с построенного объекта и люди как-то продолжают жить и без него. Но для девелоперов полного цикла, к которым мы себя относим, такой подход неприемлем: после сдачи дома обслуживанием жилых комплексов занимается управляющая компания «Техстрой», которая также входит в девелоперскую группу «Сити-XXI век», а группа «Миниполис» занимается социальными проектами и развитием соседских сообществ. Для нас работа с комьюнити является частью нашего продукта и конкурентным преимуществом, и в то же время – ответственным отношением к новоселам, жителям, клиентам.

ММ:

– Какие проблемы решает создание соседских клубов?

О.В.:

Прежде всего, это повышение уровня социальной безопасности территории миниполиса: в месте, где все друг друга знают, работает так называемый «социальный» контроль и гораздо реже случаются различные неприятности. Это подтверждают и исследования социологов в различных странах: по мере формирования сообщества возрастает уровень доверия жителей друг к другу и соответственно уровень благополучия, удовлетворенности жизнью и местом, в котором живешь. Для нас важно и то, что у жителей появляется возможность решать свои бизнес-задачи, работать в шаговой доступности от дома или на его территории.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Урок французского кулинарного мастерства в соседском клубе «Строгино» / Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

Участники соседских клубов могут открыть свои творческие, спортивные и обучающие направления – например, для мам, сидящих дома с детьми, это очень подходящий вариант, так как предполагает гибкий график и частичную занятость. Мы стараемся поддерживать социально ориентированные бизнесы наших жителей: распространяем информацию о них через наши ресурсы, в отдельных случаях предоставляем льготы на аренду помещений. Это касается не только детских и спортивных центров, но и востребованных жителями центров услуг.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Японский дворик в атриуме ЖК «Янтарный город» / Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

Один из жителей Строгинского миниполиса открыл химчистку после того, как опросил соседей и понял: именно эта ниша не занята. Затем химчистка переросла в локальный дом быта. Не так давно у него появился филиал в еще одном доме Строгинского миниполиса. Соседский контроль за качеством услуг – самый надежный, ведь многие собственники и клиенты знакомы лично, часто живут в одном подъезде.

Соседские клубы – это другое качество досуга и общения, люди находят новых друзей и единомышленников, поэтому дом из места ночевки превращается в место интересной и приятной жизни.

ММ:

– Являются ли платными для жителей те секции и кружки, которые предлагаются в рамках соседских клубов?

О.В.:

– Да, поскольку педагоги клуба (по большей части жители миниполисов) тоже хотят получать зарплату. Кроме того, нам важно, чтобы клуб был самодостаточным и устойчивым. Я не верю в долгосрочность тех ситуаций, где застройщик покрывает все расходы на подобные проекты из своего кармана. Такой подход скорее говорит о том, что это в чистом виде маркетинговая история, которая может закончиться в любой момент.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Рождественские катания в миниполисе «Строгино» / Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

Мы придерживаемся другого подхода: после того как объект сдан и заселен, создаваемая нами «экосистема» должна быть эффективной и устойчивой без ресурсной поддержки компании. При этом у нас много мероприятий и праздников, за участие в которых не нужно платить. Это, в том числе, Рождественские катания под руководством известного тренера Елены Чайковской, День защиты детей, Масленица и Пасха, дни рождения соседских клубов и миниполисов, открытые мастер-классы.

ММ:

– Кто становится наиболее активными завсегдатаями соседских клубов в ваших ЖК? Это молодежь, дети, мамы или люди старшего возраста?

О.В.:

– Мы стараемся вовлечь в клубы представителей всех аудиторий и возрастов. Даже мужчины приходят в клуб на бокс или йогу, например, или поиграть в футбол с соседями. Старшее поколение очень любит делать что-то своими руками, особенно высаживать цветы, поэтому и для них мы проводим свои мероприятия. Мамы – это главные идейные вдохновители и педагоги клуба. Особое внимание уделяем семьям. Мы стараемся подобрать такие занятия, чтобы родители могли проводить время вместе с детьми: это и спорт, и танцы, и творчество.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ - ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС

Первый день рождения соседского клуба «Строгино» / Фото © Пресс-служба «Сити-XXI век»

ММ:

– Как сделать так, чтобы соседский клуб органично вписался в жизнь обитателей ЖК и не казался им чем-то «казенным» и навязанным сверху?

О.В.:

– Жители должны стать главными заказчиками и участниками клуба, но на первых порах без инициативы со стороны не обойтись. Люди уже отвыкли от такого тесного соседского общения, им бывает страшно сделать первый шаг, а когда дорожка уже проторена, оказывается, что у людей масса интереснейших идей и знаний, которыми они готовы поделиться.

Текст © Евгения Калачихина / Москва меняется