Москва — одна из самых киногеничных столиц мира. Московские пейзажи восхволяли и снимали ведущие мировые режиссеры, и, каждый из них признавался в любви к нашему городу. В кадре Москва, как и любая хорошая актриса, всегда разная, со своим особенным шармом. Мы собрали пять самых ярких фильмов о Москве.
«Подкидыш», 1939 г.
Удивительно добрая комедия режиссера Татьяны Лукашевич по сценарию актрисы Рины Зеленой, сыгравшей в картине роль домработницы Ариши, и писательницы Агнии Барто. Фильм рассказывает историю одного дня маленькой девочки Наташи, которая потерялась в большой Москве образца 30-х годов.
Мать Наташи едет снимать дачу на лето и просит присмотреть старшего сына Юру. Но тот, занятый своими «важными» пионерскими делами и не желает, как сам говорит, нянчиться с девчонкой. Из этой бытовой истории разворачивается сюжет-путешествие маленькой москвички. Широкие улицы, зелёные проспекты, детский сад, милиционеры, коммунальная квартира и живописные московские достопримечательности – все это – герои фильма «Подкидыш». Премьера состоялась 27 января 1940 года.
Современные зрители могли вовсе никогда не увидеть эту картину: в годы Великой Отечественной войны негатив фильма был уничтожен во время бомбардировок, но, чудесным образом, в Госфильмофонде СССР была найдена сохранившаяся позитивная копия.
В 1988 году оригинальная версия комедии подверглась вынужденной реставрации: некоторые сцены и музыкальное сопровождение были переозвучены. Интересно, что кадры с памятником Сталину на ВСХВ (ныне ВДНХ) были вовсе удалены из видеоряда.
После реставрации и «причесывания» картина была повторно выпущена в прокат. Оригинальная же версия 1939 года (с оригинальными титрами, фонограммой и невырезанными кадрами) периодически транслируется по телевидению и тиражируется на цифровых носителях. В 2010 году копия 1988 года была колоризирована — фильм раскрасили на студии в Лос-Анджелесе.
Москва в фильме Татьяны Лукашевич показана во всей красе. Если смотреть внимательно, то можно увидеть абсолютно весь парк московского транспорта довоенных лет. В фильме успели «сняться»: автомобили ГАЗ-М1 — знаменитая «Эмка», КИМ-10-50 — первый советский семейный автомобиль — брат-близнец знаменитого Ford Prefect, экспериментальный седан КИМ-10-52, ЗИС-101 — представительский семиместный «лимузин», легендарная «полуторка» — ГАЗ-АА. Также в картине запечатлен и общественный транспорт: длиннобазный автобус — ЗИС-8 и «прилизанный наследник» — ЗИС-16, уникальный троллейбусы: ЯТБ-1 и двухэтажный ЯТБ-3, бесфонарный (БФ) трамвайный вагон и четырехосная модель М-38. Конечно, в фильме не обошлось и без темы метро — кадры сняты в вестибюле станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»).
Эпизодически в фильме снялись знаменитости того времени и будущие выдающиеся спортсмены. Так, в эпизоде со встречей футбольной команды приняли участие футболисты московского «Спартака» — Андрей Старостин и Станислав Леута. А сам эпизод снимался на Белорусском вокзале: в одном из кадров хорошо видны путепровод Ленинградского проспекта и дома на 1-й улице Ямского поля. В одном из эпизодов снялась известная в будущем тренер по фигурному катанию Елена Чайковская.
«Весна», 1947 г.
Послевоенное кино СССР — отдельная глава в истории отечественного кинематографа: отчерчивающая страшные годы войны, показывающая триуф советского народа. Замечательные киноработы вышедшие в период послевоенной пятилетки (1946 — 1950 г.г.): «Здравствуй, Москва!», «Клятва», «Первая перчатка», «Свет над Россией», фильм-плакат «Тебе, Москва», «Повесть о настоящем человеке», «Великая сила» — наглядное тому подтверждение.
Отдельно из этого списка хочется выделить фильм выдающегося режиссера Григория Александрова «Весна», 1947 года. Двойную главную роль в картине сыграла жена Григория Васильевича, несравненная Любовь Орлова. Украшением фильма, безусловно, стала роль экономки Маргариты Львовны в исполнении неподражаемой Фаины Раневской.
Съёмки фильма проводились на двух киностудиях: столичный «Мосфильм» и чехословацкая студия «Баррандов». Кстати, именно в «Весне» впервые появляется знаменитый логотип киностудии «Мосфильм» с изображением скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».
По сюжету, профессор Никитина (Любовь Орлова) работает над проблемой применения солнечной энергии. Кинорежиссер Громов (Николай Черкасов) задумывает снять о ней фильм. На главную роль режиссер приглашает актрису Шатрову (Любовь Орлова), которая удивительно похожа на Никитину. Дальнейшее развитие — классическая комедия положений, где женщины меняются ролями…
Важную роль в фильме играют декорации — потрясающие виды города-героя Москва. Операторские планы наполнены горделивым величием послевоенной столицы: здания сталинского ампира, простор переполненных московских улиц и площадей, и, конечно, уникальный кадр в самом начале фильма — мойка бронзовой квадриги Клодта на здании Большого театра. Главный аккомпанемент фильма — «Весенний марш» Исаака Дунаевского, на слова Сергея Михалкова: «Товарищ, Товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою!..». Однако, советскому зрителю полюбилась и запомнилась веселая песенка Веры «Весна идет».
Как и в фильме «Подкидыш», в этом фильме встречаются представители парка московского транспорта: экспериментальные троллейбусы: ЯТБ-1 и двухэтажный ЯТБ-3, но вторят им «машины-победители» — ГАЗ М-20 «Победа» — первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире кузовов понтонного типа.
В картине показывается главный общественный транспорт столицы — «Метрополитен имени Кагановича». Однако, в 1950-х кадры были отредактированы: эпизод, где герой проезжает по Воздвиженке, мимо Дома Пашкова и станции метро «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — исчезли. Вновь они появились лишь в 1986 году на «восстановленной» версии фильма.
Уже более полувека зрители всех возрастов с удовольствием смотрят этот фильм. Здесь прекрасно соединились элементы комедии, многочисленные режиссерские и операторские находки, талантливая игра актеров и музыкальное оформление. За оригинальность сюжета картине Григория Александрова была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля.
«Покровские ворота», 1982 г.
Абсолютно атмосферная комедия талантливого Михаила Козакова о московском характере, соседских взаимоотношениях и бытовой жизни москвичей. Центральное место действия — коммунальная квартира в Нащокинском переулке — олицетворение жизненного уклада, менталитета советского человека: смесь фирменной столичной самоиронии и трогательного сумасшествия, глубокого отчаяния и невероятного оптимизма. Однако, любимый фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться…
Все дело в том, что параллельно «созреванию» идеи создания этого фильма, Михаил Михайлович вел переговоры с руководством Госкино. Козаков наотрез отказываался игать Феликса Дзержинского в картине «Государственная граница», ссылаясь на занятость в работе над собственным фильмом. Ранее Козаков поставил одноименный спектакль в Театре на Малой Бронной. Однако, киноруководство страны поставило режиссеру ультиматум: либо он снимается в роли «Железного Феликса», либо ему не позволят снимать «Покровские ворота». Стоит сказать, что за роль Дзержинского Козаков получил две премии КГБ.
Москва, осень 1956 года. Молодой повеса, любитель милых девушек и «прожигатель жизни», Костик (Олег Меньшиков), приехал в Москву учиться в аспирантуре МГУ. Костик живёт в типичной «коммуналке» у своей тётушки Алисы Витальевны (Софья Пилявская). Соседи юноши — артист Мосэстрады куплетист Аркадий Варламович Велюров (Леонид Броневой) и необычная пара, а вернее сказать трио в составе Маргариты Павловны Хоботовой (Инна Ульянова), её бывшего мужа Льва Евгеньевича Хоботова (Анатолий Равикович) и её нового жениха Саввы Игнатьевича Ефимова (Виктор Борцов). Внутри этого очень многограного быта, большая часть которого пребывает в хаосе, разворачиваются сюжетные зарисовки.
Интересно, что состав актеров мог быть совсем другим. На трио Хоботов — Маргарита Павловна — Савва Игнатьевич претендовали актеры Миронов — Гундарева — Лазарев. По тем временам такой состав считался звездным и каждый режиссер мечтал о работе с этими актерами. Однако, Андрею Миронову Козаков сказал: «Ты слишком знаменит для жителя коммунальной квартиры».
На роль Саввы Игнатьевича рассматривалась кандидатура Никиты Михалкова, но тот отказался, сославшись на скучный сценарий. Маргариту Хоботову, помимо Натальи Гундаревой, могли сыграть ещё Барбара Брыльска и Людмила Гурченко. А на роль Костика пробовался даже сын режиссера Кирилл Козаков, но Михаил Михайлович утвердил Меньшикова.
Двухсерийный телевизионный фильм показывается по телевидению в двух вариантах — полном и слегка сокращённом. В сокращённом варианте «подрезаны» некоторые сцены и диалоги. Для сравнения на цифровых носителях: полная версия издана «Крупным планом» в «синей» серии — «Отечественное кино XX века», а реставрированные издания «Крупного плана» и «Твистера» содержат сокращённый вариант.
«Я шагаю по Москве», 1963 г.
Вспоминая этот фильм, на лице сразу появляется улыбка: лирическая кинокомедия выдающегося режиссера Георгия Данелия по сценарию Геннадия Шпаликова.
Необычный жанр «лирическая комедия» был изобретён специально для этого фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному варианту «несмешная комедия». Позднее, в 1971 году титр «лирическая комедия» был спародирован Георгием Данелия, написавшим сценарий, в киноработе Александра Серого «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию».
По сюжету, монтажник-сибиряк Володя приезжает в Москву из Качинска по делам: его рассказ опубликован журналом «Юность» и вызвал интерес у писателя Воронова, который пригласил молодого человека на разговор. В метро Володя знакомиться с задорным москвичом Колей – метростроевцем, который возвращался со смены. Случайная встреча в течение дня обрастает множеством совпадений и оборачивается для героев настоящими приключениями. За этот удивительный день герои успеют побывать в военкомате, на свадьбе, познакомиться с известным писателем и даже поймать преступника.
Сцена работы Коли в забое метро снята во время строительства станции московского метрополитена «Волгоградский проспект». А кадры метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции «Студенческая» Арбатско-Филёвской (ныне Филёвской) линии.
Именно этот фильм стал первой главной ролью молодого актера Никиты Михалкова в игровом кино. На момент съёмок ему было 18 лет. Михалков получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова. А режиссер Георгий Данелия назвал героя Никиты Михалкова именем Коля в честь своего сына.
Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои фильма прощаются на платформе, Володя садится в поезд, следующий из центра, и уезжает… в оборотный тупик — вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается в дальнейших кадрах фильма, когда Коля идёт по вестибюлю на эскалатор. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на две станции до «Юго-Западной».
Песня «Я шагаю по Москве» стала шлягером начала 60-х годов, сразу после выхода фильма на экран. В картине «Я шагаю по Москве» песню исполнил сам Никита Михалков. Позднее она исполнялась Ксенией Георгиади, Эмилем Горовцом, а также дуэтом Эдуард Хиль и Людмила Сенчина. Музыку к этой песне написал композитор Андрей Петров, а вот слова — сценарист фильма Геннадий Шпаликов.
Премьера фильма состоялась 11 апреля 1964 года в кинотеатре «Россия». Любопытно, что само здание на Пушкинской площади было построено в этом же году по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в МАРХИ. Открытие кинотеатра стартовало с премьерного показа «Я шагаю по Москве».
«Московские каникулы», 1995 г.
Фильм обделенный вниманием, но не любовью зрителей — не менее лирческая комедия талантливого режиссера Аллы Суриковой о приключениях богатой итальянки в столице.
Главная героиня Лучана Фаррини (Ирина Селезнева) прилетает на историческую родину своей бабушки, исполняя последнюю волю её завещания. Девушка везёт в самолёте умершую собаку, чтобы похоронить её на российской земле. В аэропорту «Шереметьево-2» Лучана знакомится с обаятельным москвичом Гришей (Леонид Ярмольник). Оба персонажа попадают в разные комические ситуации: итальянский темперамент сталкивается с русской душой в российской действительности середины 90-х.
Несмотря на довольно мрачный период в истории России, фильм, иронично сглаживая острые углы, показывает простую московскую жизнь. Помимо знакомых столичных пейзажей в фильме можно увидеть и совсем неизвестые места: дом, где живёт герой Леонида Ярмольника, снимали в хозяйственнм помещениях первой Московской обсерватории, которая находится в Нововаганьковском переулке.
Самым необычным персонажем, за исключением собаки по кличке «Сюрприз» (Джексон), является автомобиль Гриши — самодельный багги — аналог пляжного багги на базе Volkswagen, который можно приравнять к шедевру инженерной мысли. Прекрасным компаньоном к дуэту Ярмольник — Селезнева выступает несравненная Наталья Гундарева. Ее героина — Дуся — эксцентричная соседка главного героя, разбавляет сюжетную линию характерными диалогами и душевными рассуждениями о жизни. Детективная интрига сюжета, нелепости российского быта и любовь с первого взгляда — основы успеха этой легкой комедии Суриковой.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение фильма: заглавнуюпесню песню для «Московских каникул» написал музыкант Андрей Макаревич, а исполнил ее сам Леонид Ярмольник, чем, по сюжету, окончательно покорил сердце итальянской гостьи. В нотах этой мелодии слышится что-то неуловимо знакомое, но ближе к финалу все встает на свои места.
Весь фильм зритель невольно проводит параллель с рязановской картиной «Приключение итальянцев в России». Это не случайно, ведь начальная и финальная сцены точь-в-точь повторяют сцены комедии Эльдара Рязанова 1973 года. Все это намеренный режиссёрский ход, призванный подчеркнуть аналогию с более ранней картиной, где девушка из Италии также влюбляется в русского мужчину. Кроме того, в обоих картинах иронично упоминается факт, что в Москву из Италии вполне реально добраться и на поезде. Любопытно, что главная героиня летит в Москву и обратно на самолете Ту-134, но дело в том, что эта модель никогда не эксплуатировалась на линии Москва-Рим, уж тем более в постсоветские годы.
Тескт © Алексей Горячев / Москва меняется