Евгений Герасимов: «Искусство должно быть доступно»

Уникальный, многогранный и харизматичный народный артист Российской Федерации, кинорежиссёр, каскадёр, депутат Мосгордумы, президент Ассоциации боевых искусств, член правления Союза кинематографистов РФ Евгений Владимирович Герасимов в интервью изданию «Москва Меняется» рассказал о важных переменах в театре, успешных премьерах и новых планах.

— Евгений Владимирович, в 2024 году исполняется 40 лет детскому многосерийному фильму «Гостья из будущего», где вы сыграли незабываемую роль робота Вертера. Как-то планируете отметить это событие?

— Знаете, я не особенно люблю праздновать, но, наверное, мы что-то придумаем. В планах было обратиться к одному автору, чтобы он написал продолжение, и сделать сценическую историю выживания Вертера через 40 лет. Может быть, мы это сделаем, просто сейчас в театре идёт много репетиций, масса новых постановок, поэтому пока, честно говоря, руки не дошли.

— Расскажите, пожалуйста, об интересных моментах во время съёмок «Гостьи из будущего».

— Могу сказать, что работа была очень душевная и сближала весь коллектив. На съёмочной площадке царила потрясающая атмосфера: она была организована замечательным режиссёром Павлом Арсеновым. Никто никуда не торопился, все были вовремя, и никто не убегал из кадра, хотя в постановке были задействованы популярные и востребованные артисты. Все продумывали детали и долго репетировали. Так и родился мой образ робота Вертера: его же практически не было у Кира Булычёва. Многие важные моменты родились непосредственно на съёмочной площадке. Мы вместе фантазировали, каким будет наш робот — не «зарубежный», а человеческий и душевный. Возникали и чисто физиологические проблемы: дело в том, что мне сделали монолитный костюм, видимо считая, что я тоже робот, только не в роли, а в жизни. Я его целиком надевал на восемь часов, но, как понимаете, возможности в туалет сходить уже не было. Я старался не пить и не есть во время съёмок, и человеческий режим возвращался только после смены.

— Скажите, как удаётся совмещать игру в театре с обязанностями депутата? Что мешает, а что помогает?

— Я бы мог объединить и соединить ещё несколько профессий как очень организованный человек. С детства много занимался спортом — он хорошо дисциплинирует. Также рано начал сниматься в кино — с 12–13 лет. Ходил в школу по субботам. Но после съёмок, когда я приезжал домой (а бывало, что они заканчивались очень поздно), у меня на столе лежал перечень необходимых задач и примеров. Тогда мы жили в коммуналке, родители уже засыпали, а я включал свет и начинал заниматься самостоятельно. Именно тогда я научился самодисциплине, и мне это очень понравилось. Поэтому многозадачность мне не только не мешает, но и помогает. Я профессиональный депутат, возглавляющий важную комиссию по культуре и массовым коммуникациям. Всегда занимался театрами и кино, являюсь председателем московской организации Союза кинематографистов, секретарём российской. Всё происходит, с моей точки зрения, очень естественно.

— Евгений Владимирович, театральный сезон в самом разгаре. На какие спектакли вы бы порекомендовали сходить нашим читателям?

— У нас в театре вышло шесть премьер, рекомендую сходить на семейный замечательный спектакль «Маленький принц». Там я играю сразу и Пилота, и Маленького принца и уверен, что никого не удивит это перевоплощение — настолько интересные решение и инсценировка. Также у нас идёт потрясающий спектакль «Маяковский» — для любого возраста он будет интересен. Не так давно мы сделали шикарный спектакль «Человек-амфибия», в котором играют замечательные артисты: Янина Студилина, Андрей Миронов (внук Миронова — прим. ред.), Иван Стебунов. Готовится спектакль «Волки и овцы», в нём будет играть замечательная актёрская труппа и ленкомовская актриса Анна Большова. Также я бы порекомендовал посмотреть очень красивый спектакль по Тургеневу «Месяц в деревне»: стильный, пронзительный, с атмосферным настроением.

Спектакль «Ночь нежна» (идёт на сцене уже лет 20–25) мы переформатировали, он уже немного видоизменён: играют другие артисты, и будет совершенно новое прочтение. Также порекомендовал бы спектакль «А зори здесь тихие…», который идёт на нашей малой сцене. Замечательная и нежная постановка о судьбах этих девочек. Ещё сходите на спектакль «Пиаф. Гимн любви». Когда я читал пьесу, мне она показалась простоватой, хотя была интересна тема Франции во время фашистской оккупации, Париж. Ну и, конечно, много любовных романов было у Пиаф — это тоже привлекает ценителей. И я подумал: если найду артистку, которая будет похожа по манерам и голосу, то непременно поставлю. И я нашёл артистку, которая поёт лучше, чем Пиаф! Французы, которые её видели, были в восторге. Это Ирина Зайцева. Хореографию ставил блестящий балетмейстер Сергей Грицай, так что приходите к нам, получите огромное удовольствие.

— Вы являетесь обладателем чёрного пояса по карате шестого дана. Приходилось ли когда-нибудь использовать боевые приёмы в бытовых ситуациях? И что означает шестой дан?

— Шестой дан — это признание тебя как мастера очень высокого уровня (стиль карате шотокан). Я являюсь президентом Московской ассоциации боевых искусств по стилевому карате, у меня порядка 32 секций. У нас есть чемпионы Европы, чемпионы мира, но, учитывая количество моих травм, сейчас я больше теоретик, нежели практик. Но пяткой в висок, если надо, ударить могу больно. В бытовых ситуациях было, но редко. Во время съёмок, в нескольких случаях. (Смеется.) Но, видимо, я был очень убедителен.

— В прошлом году был сдан в эксплуатацию свежепостроенный центр самбо и бокса в Лужниках. Как вы оцениваете этот центр как человек, имеющий непосредственное отношение к спорту?

— Я ещё не был там, но дружу с «Самбо-80»: там тренировался мой внук. Это замечательный вид спорта, менее травматичный, чем боевое карате. У меня был период в жизни, когда я увлекался тайским боксом, принимал участие в организации первых боёв без правил, которые были на Арбате и в «Олимпийском». Тогда это только начиналось: возникали ставки, массовый интерес. Но, как понимаете, там, где появляются деньги, возникает уже совсем другое качество. И я понял, что это мне уже не интересно.

— Почему вы решили переименовать «Театр Луны» в «Театр на Малой Ордынке»? Изменилась ли атмосфера театра в связи с переименованием?

— Про «Луну» мы забыли, потому что театр должен соответствовать названию. Когда в своё время Сергей Проханов создавал театр, помещение находилось в полуподвале, и эстетика была совсем другая. Скорее, напоминала то, что происходило тогда в стрип-клубах, так называемая «ночная история». И эти детали проявлялись во всех спектаклях. Я делаю спектакли совершенно другие, они для семейного досуга, поэтому более логичным решением было переименовать театр согласно его расположению, поэтому теперь мы называемся «Театр на Малой Ордынке».

Более того, многие мои знакомые и друзья, которые здесь недалеко живут, даже не знали, что здесь есть театр. Сюда приходили бабушки со своими бутербродами, подгадывали время к началу спектакля, понимая, что большая половина зала не продана и их пустят просто так. В худшем случае по 100 рублей возьмут.

Теперь у нас совсем другой зритель, спектакли идут с аншлагами несколько раз в день. Мы продвигаем театр, активно занимаемся рекламой, набрали ярких новых артистов, проводим автограф-встречи с нашими звёздами. У нас появились свои зрители, мы поднялись на другой уровень.

— Как вы считаете, актёр — это судьба и предназначение или всё же упорный труд? Многие люди пытаются пробиться годами, и у них не всегда получается…

— Это и то, и другое, и третье. Конечно, есть судьба и есть актёры богом данные, как Евстигнеев к примеру. Помню, когда поступал в Щукинское училище, великий педагог Владимир Георгиевич Шлезингер сказал нам: «Мы из любого можем сделать артиста. А дальше это ваш труд и талант». В этой профессии нужно постоянно совершенствоваться, это и поиск, это внутренняя лаборатория и работа с разными режиссёрами. Знаете, моя первая статья называлась «Сомнения рождают истину», и я до сих пор подвергаю сомнению всё и сам себе отвечаю на поставленные вопросы. С детства, когда я снялся в двух картинах — «Они не пройдут» и «Человек, которого я люблю», стал обожать профессию режиссёра, потому что понял: человек создаёт свой мир, своё отношение к жизни и делится им со зрителем. Но прекрасно понимал, что тогда не мог поступать на режиссуру из-за отсутствия жизненного опыта и несформированного мировоззрения. У артиста всегда мучения: как увидеть, что ты талантлив? Здесь, наверное, многое определяет судьбоносный случай. Однажды режиссёр Юлий Карасик и сценарист Леонид Завальнюк по приглашению Рубена Симонова, главного режиссёра театра Вахтангова, общались с ним, и Рубен спросил про меня: «У вас талантливый парень — в артисты пойдёт?» — на что они ему ответили: «Да вы что! Он математикой, физикой занимается». Но Рубен возразил: «Пусть поступает в Щукинское, а я его потом в театр возьму». И когда мне Карасик про это рассказал, я подумал, что если не попробую, то потом буду сильно себя ругать. И поступил в Щукинское училище.

— Расскажите о своих музыкальных предпочтениях. Какие группы слушаете, кто из исполнителей близок?

— Хулио! Нравится Хулио Иглесиас. Названия групп, признаться честно, забываю. Многие нравятся, но не могу назвать себя фанатом кого-то конкретно.

— Каких фильмов, на ваш взгляд, не хватает сегодня?

— Всё дело в том, что с 90-х мы потеряли интерес к человеку, к личности. Они все смыты. Неслучайно, когда включаешь один канал, другой, ты можешь перепутать сюжет и подумать, что смотришь один и тот же фильм. Весьма формально существуют артисты, просто проговаривают текст. И история человека ушла за желанием показать жизнь, схемы, подражать западному кинематографу. Но у нас появляются хорошие фильмы, и артисты у нас прекрасные есть, но часто не хватает глубины.

— Когда удаётся побыть дома с семьёй, каким блюдам отдаёте предпочтение? Готовите ли сами?

— В молодости я старался два выходных дня проводить с семьёй, мы собирались в спортивном зале, в бассейне, играли в пинг-понг, в теннис, с детьми ездил на стрельбища. Нравится гулять в лесу, раньше любил поскакать на лошадках (я кандидат в мастера по конному спорту, по авторалли, каскадёр). Поскольку у меня великолепно готовит жена, то сейчас в основном кормят меня. Но что касается приготовления блюд, отдаю предпочтение шашлыку.

— Какие места в Москве являются вашими любимыми для прогулок и отдыха?

— Я родился на Плющихе, очень люблю это место. Обожаю Ростовские переулки, набережную. Там ещё сохранилась одна из школ, в которую я ходил (так получилось, что учился я в четырёх школах). Я люблю и центр, и Арбат, и угол Смоленки, где часто бывал. Бульвары нравятся. И вообще Москву очень люблю.

— А когда в последний раз пользовались метро?

— Наверное, на Олимпиаде. Я так люблю машину, что ловлю кайф от движения во всём. Хотя недавно я спускался в метро на Мичуринском проспекте: мы снимали ролики для нашего спектакля «Человек-амфибия». Ещё чуть ранее к спектаклю «Маяковский» мы снимали одноимённую станцию, также устроили экшен у бюста поэта: читали стихи, пели, играли, чем вызвали настоящий ажиотаж у прохожих.

— В этом году замкнулась Большая кольцевая линия метро. Как вы это оцениваете?

— Это потрясающе! Собянина можно благодарить за неё бесконечно. Грандиозный масштаб, положительный эффект от БКЛ ощущает весь город. Кроме того, мы выступали со спектаклем «Человек-амфибия» на станции БКЛ «Мичуринский проспект».

— А другие городские обновления последних лет вам как коренному москвичу нравятся?

— Я люблю наш город, и как коренной москвич, и как депутат имею прямое отношение к оформлению города, подсветкам, памятникам, иллюминации, паркам. Многие не понимают, зачем столько средств ежегодно тратить на освещение, но Москва притягивает к себе красотой как столица. Это туризм, и огромное количество людей приезжает по любым поводам в Москву получить эстетическое наслаждение, удовольствие, прогуляться по знаковым местам, сделать памятные фотографии. У нас в стране есть газ и электричество, поэтому не будем экономить на прекрасном. Я обожаю нашу Москву и счастлив, что имею отношение к созданию этой красоты.

Записала Светлана Федорова

Все фото: Лена Грачева / Москва Меняется