«Рабочий и Колхозница» : от выставки в Париже до ВДНХ

Музейно-выставочный центр Рабочий и колхозница в Москве

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

Изначально его проектировали с целью покорить Европу на Международной выставке в Париже. Все должны были увидеть силу и мощь советского народа, поэтому спроектировать нужно нечто монументальное и впечатляющее. Автором проекта был Б. М. Иофан, который получил свою известность, работая над проектом Дворца Советов. Иофан в своем творчестве проявлял интерес к синтезу архитектуры и скульптуры, и советский павильон он видел, как триумфальное здание с динамичными формами, увенчанное мощной скульптурной группой.

На проект статуи «Рабочий и колхозница» был объявлен конкурс, в котором участвовали скульпторы Андреев, Манизер, Шадр и Вера Мухина. Именно она одержала победу в этом конкурсе. Почему-то, при упоминании фамилии Мухиной, вспоминают лишь этот монумент, словно он олицетворение всего ее творчества. Но Вера Игнатьевна была известна и до участия в конкурсе, тогда, когда ее скульптура крестьянки попала в Третьяковскую галерею.

Памятник Рабочий и колхозница в Москве

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Иофан говорил, что еще только начав работать над проектом, у него уже был замысел скульптуры. Юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное хозяйство. В руках у них эмблема Страны Советов – серп и молот. Идея Мухиной заключалась в том, чтобы добавить скульптуре динамику. Ее она решила создать, введя в композицию длинный развевающийся шарф, напоминающий революционные полотнища. Особое внимание Мухина уделила и костюмам для героев, разрабатывая нечто простое и то, что будет вне времени. Таким образом, рабочий был одет в комбинезон, а колхозница в сарафан и смотрелись они достаточно гармонично.

Создавали скульптуру путем контактной точечной электросварки, выбрав в качестве материала нержавеющую сталь с повышенным светоотражением. Из всей скульптуры самым трудным элементом композиции был развевающийся шарф, вес которого был 5,5 т и держаться он должен был без подпорки. Общая высота готовой скульптуры составляла 24 м, а вес 75т.

Чтобы перевезти скульптуру в Париж скульптуру разрезают на 65 блоков. За 11 дней скульптуру устанавливают на постаменте и 25 мая 1937 года скульптура «Рабочий и колхозница» возвышается над Парижем.

Все посетители выставки были потрясены композицией Мухиной и скульптура была признана шедевром искусства XX века. Советский павильон получил большую золотую медаль «Гран-при».

Музейно-выставочный центр Рабочий и колхозница
рабочий и колхозница

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

После выставки СССР распорядилось вернуть монумент на родину. Скульптуру демонтировали и пароходом доставили в Ленинград, а затем установили в Москве, у Северного входа на ВХСВ. Смонтировали скульптуру на постаменте в три раза ниже, чем на выставке в Париже и до конца жизни Мухина называла этот постамент «пеньком».

В 2003 году было принято решение срочно разобрать монумент на части и начались работы по реконструкции знаменитой скульптуры. В 2009 году работа была окончена. Павильон для скульптуры было решено сделать, как в Париже с пилоном-постаментом 34,5 метра, над центральным входом пилоном вмонтирован герб Советского Союза. Общая высота обновленного монумента достигает 60м.

Музейно-выставочный центр Рабочий и колхозница

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Москву трудно представить без этого монумента, и сейчас скульптура «Рабочий и колхозница» радует и впечатляет горожан и туристов не меньше, чем в 1937 году на выставке в Париже.

Текст © Дарья Миллер  / Москва меняется