Недавно я видел в метро — кажется, на переходе между «Арбатской» и «Боровицкой» — двух девушек и парня возрастом немного за тридцать. У всех троих были длинные волосы, еще не убранные под шапки и потому перехваченные шнурками-«хайратниками»: шло короткое бабье лето. За спиной парня был не рюкзак, а скорее вещевой холщовый мешок, одна из девушек держала в руке этническую флейту типа армянского дудука. На крепких мужчине под стать запястьях третьей за версту было видно многосложные бисерные браслеты-«фенечки».
Можно было бы подумать, что это самые обыкновенные арбатские хиппи (тоже, впрочем, весьма вымирающий в нашем городе вид). Но руны квэнья на фенечках и рюкзаке и отсутствие какой-либо рок-н-ролльной атрибутике однозначно указывали: толкинисты-ролевики. Совершенно классический типаж с приснопамятного Эгладора. Сколько лет уже этих людей не видно на улицах? Ужас, товарищи, столько не живут.
К хиппарям из «Системы» (так они называли собственное сообщество) толкинисты, конечно же, имели прямое отношение — именно в этой среде в восьмидесятые годы прошлого века стала безумно популярна сага «Властелин колец». Считается, что первый полулегендарный перевод-пересказ «ВК» сделал лично Боб — Борис Гребенщиков*, ныне иноагент, а сорок лет назад кумир всех глубокомысленных советских подростков. В перестроечные годы, когда в слетах на природе в количествах «больше трех» перестали видеть проблему, в толкиновских (простите, адепты перевода Муравьева — Кистяковского, для кого Профессор — ТолкиЕн!) персонажей решили «поиграть».
Первые «Хоббитские игры» (ХИ) всесоюзного масштаба состоялись в Красноярском крае в 1990 году. К тому моменту канонический образ толкиниста уже вполне сформировался. Тремя источниками и тремя составными частями этого образа были советская субкультура туристов-походников, этнические образы хиппи и любовь к средневековым рыцарским артефактам.
От туристов-гитаристов (издевка Эдуарда Успенского еще шестидесятых годов) «толкинутым» достались вовсе не штормовки и рюкзаки, хотя поначалу, конечно, и без них не обходилось. Ключевым было отношение к пространству и себе. Как для походников, так и для толкинистов весь город был пересеченной местностью со слегка стертыми границами возможного и разрешенного.
Там, где обычный горожанин стоял в очереди к узкому проходу (например, на зебре перекрестка), толкинист и походник спокойно перешагивали низкий заборчик и шли напрямик. По газонам не ходить и на них не лежать? Экая глупость, право! А еда на улице не только прилична, но также дешева, вкусна и полезна (Москва тогда еще не была столицей стритфуда, если кто не помнит, а есть на улице считалось изрядным моветоном).
У хиппи толкинисты взяли как раз стиль околоэтнической одежды. Больше всего в ней было индейских мотивов, что и неудивительно, учитывая генезис самой субкультуры хиппи в глобальном масштабе. Любовь к рукоделию и плодам его — также оттуда: плести фенечки почтенное хипповское (а до того — как раз индейское) занятие. А уничижительное «занавесочные эльфы» — что это, как не признание квалификации толкинистов-рукодельников по части сшивания игровых костюмов из чего попало?
Третий компонент — Средневековье, еще тогда вовсе не «страдающее» — позволял реконструировать то, что не было напрямую описано в толкиновском каноне. Тут, конечно, изрядно помогло то, что сам Профессор был ученым-медиевистом и откровенной «клюквы» в своем мире не допускал. А значит, мечи конструируем (опять же, как туристы-походники свои катамараны) по европейским (или, если мы про орков, османским-монгольским) образцам, стрелы тоже. Фасоны плащей и платья дам — разумеется! Так и добиваемся полной полифонической и донельзя реалистичной картины толкиновского мира.
Толкинистами были несколько поколений юношей и девушек, пожалуй, с конца 80-х до первой половины 2000-х. О, намоленные места — от памятника Ленину на Октябрьской площади до уже упомянутого Эгладора, он же Поганище — известного всем избранным пятачка в Нескучном саду! О, посиделки прямо на траве в Александровском саду, прямо у грота, в те периоды, когда милиция не гоняет!.. А тетрадки-дневники, ведшиеся на чистом квэнья или гномском?
Толкинистов, кажется, сменили сразу несколько более мелких субкультур — косплееры, анимешники, неорэперы (не путать с теми рэперами, которые «махались» с металлистами в начале девяностых)… А в общем-то, пожалуй, их победил интернет, где можно примерить любой «аватар», не тратя времени на тусовки и сил на шитье и вытачивание из текстолита. Ролевое движение ушло в сторону «Фоллаута» и еще более мрачных, вплоть до Лавкрафта, историй. В которых, кстати, нашлось место нелюбимой толкинистами технике — от машин до эпических «картофелеметов».
Но немногочисленные профессионалы, они же фанатики своего дела, конечно, остались. А почему бы и нет, если есть реконструкторы «наполеоники», Древней Руси и чего только не? Ведь все поименованные отлично умеют махать мечами, шить платья и клепать доспехи.
Автор: Антон Размахнин
Обложка: © Сообщество «ЭГЛАДОР — встречи толкинистов в Москве» / ВКонтакте