18+
2200 год. Частный детектив Алин Руби (Леа Дрюкер) со своим напарником-андроидом Карлосом Риверой, копией ее покойного друга, после долгой погони ловят на Земле хакершу Роберту Уильямс и перевозят ее на Марс, чтобы передать в руки правосудия. Правда, за время их отсутствия ордер на ее арест таинственным образом пропал из всех баз, так что беготня и прыжки с карнизов были напрасны. Алин не успевает толком расстроиться — новый клиент просит сыщицу найти его пропавшую дочь-студентку. Убийство ее ближайшей подруги и кота-робота показали еще в прологе, так что дело обещает быть опасным, и помощь компьютерного гения Роберты в нем точно будет нелишней. Чистые улицы столицы Марса Ноктис под куполом, изображающим идиллическое голубое небо, таят много секретов — в частности, связь студентки с кибермагнатом Крисом Ройджекером (в озвучке Матьё Амальрика), нанимавшим Руби для поимки Уильямс.
Гостящий в российском прокате французский анимационный сайфай-нуар «Марс Экспресс» был впервые показан в Каннах в прошлом году и номинировался на премию «Сезар». Поклонники культового киберпанк-аниме «Призрак в доспехах» и «Акира» не будут разочарованы: фантазии Перену и его сценаристам Лорену Сарфати и Джеффри Полу Кирни не занимать. Сам детективный сюжет с быстро раскрытым злодеем им явно был не так важен, как обилие находок и придумок. Например, мысленные разговоры по телефону-пластырю, подушки безопасности в виде быстро твердеющей пены, изготовление своего клона для заработка проституцией или блокировка бара от страдающей алкоголизмом Руби (правда, есть неудобство: она сама может всегда ее снять).
Добавим сюда квартал красных фонарей с шестиногими женщинами, мозговые фермы, где можно за деньги сдать свое серое вещество напрокат, и восстанавливающий память наркотик — и тут уже налицо аналогии со «Вспомнить всё» Пола Верховена. Вообще от влияния Филипа Дика в подобных сюжетах сложно отделаться (вспоминается, конечно, и охотник за сбежавшими андроидами Рик Декард), но создатели мультфильма не ограничивались только им в качестве источника вдохновения.
В дело идут законы роботехники Айзека Азимова, один из убийц с рукой, превратившейся в клинок, явно срисован с жидкометаллического Т-1000 из второго «Терминатора», а попытки Карлоса Риверы повидаться со своей бывшей женой и дочкой напоминают переживания Алекса Мерфи в «Робокопе». Плюс новые биотелефоны компании Криса Ройджекера словно перекочевали в мультфильм из «Экзистенции» и «Видеодрома» Кроненберга.
При всем этом изобилии отсылок «Марс Экспресс» смотрится вполне цельно и стильно, и даже некоторая шаблонность интриги и персонажей не идет во вред. Стоит отметить и звук: бойкий ритм поддерживает достойный электронный саундтрек Фреда Авриля («Звуки шума») и Филиппа Монтая, а бывшего секретаря Ройджекера озвучила звезда «Марафонца» и «Федоры» 79-летняя Марта Келлер — еще один повод посмотреть мультфильм, причем желательно на языке оригинала.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Everybody On Deck