Что смотреть «Одержимые злом» Демиана Руньи

18+

Братья-фермеры Педро и Хайме слышат в ночи выстрелы. Отправившись рано утром на разведку, они находят нижнюю часть разорванного пополам тела. Рядом сумка с документами на непонятных иероглифах («русский?» — предполагает один из братьев) и фотографией их соседки. Добравшись до её дома, братья понимают, что тело принадлежало так называемому чистильщику, который пришел изгонять беса из одержимого сына соседки. Сын представляет собой распухшее до гигантских размеров, смердящее тело, похожее одновременно на барона Харконена из «Дюны» Дени Вильнева, тучного Кальмана из «Таксидермии» Дьёрдя Пальфи и главного героя оскароносного «Кита». Полиция отказывается помогать, но держать одержимого на территории нельзя — проклятье распространится на окружающих. Педро, Хайме и их сосед Руис решают отвезти толстяка в пикапе подальше от дома и там и оставить. Сказано — сделано, но исчезновение одержимого не спасает от страшной напасти.

«Одержимые злом» выходит в российский прокат 9 ноября, но чуть раньше появился на стриминговом сервисе Shudder, и это не только идеальный фильм для просмотра на праздник Хэллоуин, но и один из лучших хорроров этого года. Аргентинец Демиан Рунья пять лет назад покорил сердца многих своим дебютом «Оцепеневшие от страха», который по сути представлял из себя набор эффектных скримеров, нанизанных на условную сюжетную нить. В его втором фильме сюжет тоже скорее пунктирный и легко разбивается на шокирующие кровавые сцены из разных поджанров хоррора, где не щадят никого. Тут и ночная школа с сатанинскими детишками (привет испанскому фильму «Кто может убить ребенка?»), и зомби-каннибалы, и жуткий козел, одним взглядом заставляющий браться за топор. Всё вместе это создает тревожное и нервически веселое ощущение, как если бы Ари Астер снимал фильм по сценарию Шьямалана (отдельно стоит отметит сцену с девочкой и псом).

При этом вся эта вакханалия подчинена некоему неписанному своду правил — например, бесам неважно, человек перед ними или животное, убийство одержимого из огнестрельного оружия лишь распространит проклятье дальше, а еще пока они рядом, не стоит пользоваться электричеством. Полиция знает об их существовании, но не вмешивается — для этого есть специально обученные люди, которые, правда, могут и опоздать из-за бюрократических проволочек. То, что Рунья создал вполне логичный мир в некой параллельной Аргентине, придает всему происходящему налет сюрреализма, тем более что структурно фильм похож на «Млечный путь» Бунюэля. Конечно, если бы Бунюэль чуть больше любил кровь и кишки.

Главный враг здесь — не дьявол, а бюрократия и система как таковая, поэтому процесс экзорцизма обходится без молитв и больше похож на работу механика, чем на ритуал. Как не раз говорится в «Одержимых злом», церковь и религия себя изжили и больше не работают. Поэтому фильм и оказывает такой эффект, именно в силу будничности происходящего.

Сам режиссер объяснял в интервью, что идею картины ему подсказали новости про наемных рабочих, получающих рак из-за работы с пестицидами, но социальная критика для него тут не главное. Главным было хорошенько напугать зрителя. Впрочем, даже если не знать об источнике вдохновения, и так становится понятно, что во всем происходящем виноват не некий мелкий бес, а обыкновенные люди, которые постоянно совершают глупые ошибки.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Aramos Cine; La Puerta Roja; Machaco Films; Shudder