Что смотреть: «Вселенная Стивена Кинга» Дафны Бевир

16+

В начале 70-х школьный преподаватель английского Стивен Кинг жил в городе Хермон штата Мэн с женой Табитой и двумя детьми и пописывал рассказы для журналов. Начатый им скромный роман «Кэрри» показался ему настолько неудачным, что он выбросил рукопись в мусорную корзину, но Табита вытащила оттуда эти три первые страницы, прочитала их и настояла, чтобы он продолжил. Послушавшись супругу и несколько раз переписав роман, Кинг отправил свое первое детище в свободное плавание в 74-м году. В итоге права на книгу купило издательство New American Library, Кинг получил 200 тысяч долларов и решил уволиться из школы и посвятить себя писательству. А когда после выхода экранизации Брайана Де Пальмы роман стал бестселлером, дела будущего короля ужасов и самого экранизируемого из ныне живущих писателей и вовсе пошли в гору. Остальное, как говорится, история.

21 сентября Стивену Кингу исполняется 76 лет, и выходящий в прокат франко-бельгийский док бывшей модели, актрисы и режиссера-документалиста Дафны Бевир — отличный способ поздравить его и потешить себя. Вот только истинные фанаты писателя вряд ли узнают из него что-то новое, а из говорящих голов больше всего хронометража уделено Фрэнку Дарабонту и историям со съемок благостных «Побега из Шоушенка» и «Зеленой мили».

Начавшись со стильно снятого игрового пролога с кучей отсылок к произведениям автора, от «Нужных вещей» до «Куджо», «Вселенная Стивена Кинга» тут же превращается в типовой док, где малознакомые режиссеры проходных сериалов и телефильмов поют ему дифирамбы. Впрочем, телек телеку рознь — есть тут и Том Холланд с его верными первоисточникам «Лангольерами» и «Худеющим», и похожий на седовласого ангела Мик Гэррис, снявший не только не особо нужную телеверсию «Сияния», но вполне сносную четырехсерийную адаптацию «Противостояния», и работавший в разгар пандемии над новым сериалом по «Противостоянию» Винченцо Натали. Ненадолго появляются режиссеры Льюис Тиг («Кошачий глаз», «Куджо») и Дэниэл Эттиэс («Серебряная пуля»). В общем, люди собрались в том числе и достойные, жаль только, что из их уст слетают в основном банальности и благоглупости. Есть и забавные детали про садистские методы работы Стэнли Кубрика и анекдот про то, как он звонил Кингу среди ночи с вопросом о вере в бога, который вспоминают сразу два режиссера, но про них, положа руку на сердце, уже рассказывалось в документалках про самого Кубрика.

Самое интересное в фильме — архивные кадры с Кингом, дающим интервью на телешоу и задувающим свечки на торте, и, конечно, отрывки из картин, которым все присутствующие признаются в любви. «Кэрри», «Сияние», «Кладбище домашних животных», «Мизери», «Останься со мной», «Кристина» — увы, их создатели так и не появятся в кадре (некоторые по вполне объективной причине), зато сами фрагменты заставляют проникнуться магией кино. И понять, что именно стоит в ближайшее время если не перечитать, то пересмотреть.

Ближе к финалу фильма звучит апокриф — когда Стивена Кинга спросили, как он относится к тому, как портят при адаптации его книги, писатель показал рукой на полку и сказал: «Портят? Но вот же они здесь, совсем неиспорченные». То же самое можно сказать относительно документалки Бевир, посвященной, кстати, актеру Джеймсу Каану — при всей её поверхностности, она делает благое дело, напоминая о разных экранизациях Кинга, удачных и не очень. И давая шанс погрузиться в чуть забытый мир плохо переведенных и аляповато изданных, но будоражащих воображение романов и рассказов, на которых многие из нас росли.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Da Yamms Entertainment; FilmCore; Frakas Productions; Les Films de la Plage; Mr Salmon Films; Shamans Films