16+
Жюдит Рошан (Анаис Демустье), начинающая журналистка и бывший фармацевт, места себе не находит: с минуты на минуту она возьмет в номере отеля интервью у самого Сальвадора Дали. Однако всё с самого начала идет не так. Сначала мэтр сюрреализма никак не может пройти бесконечно длинный коридор (за это время можно даже достать газированную воду и успеть сходить в туалет), а когда он всё же добирается до конечного пункта, то выясняется, что художник не будет давать интервью без камер. Редактор (Ромен Дюрис) верит в Жюдит и организует съемочную группу с «самой большой камерой в мире», но и второе интервью срывается. Состоится ли третье или оно тоже будет лишь частью сна, который пересказывает священник в гостях у садовника?
Надо сказать, Дали нельзя доверять не только из-за капризного и взбалмошного нрава, но и потому, что его играют в общей сложности пять актеров (Эдуард Баэр, Джонатан Коэн, Жиль Леллуш, Пио Мармай; в роли старого художника — Дидье Фламан, один из ангелов в «Небе над Берлином), причем они периодически меняются в рамках одной сцены.
Режиссер-пересмешник Квентин Дюпьё, некогда более известный из-за электронного проекта Mr. Oizo, вот уже лет 20 снимает абсурдистские комедии и вполне дорос до темы Дали. Правда, вышедшая в прокат картина «Даааааали!» (именно так, с шестью буквами, по одной на каждый образ художника плюс один запасной для режиссерской трактовки) говорит не столько о легендарном сюрреалисте, как разные скучные байопики, сколько касается самой природы творчества.
В процессе он не стесняясь цитирует друга Дали Луиса Бунюэля, с которым они вместе создали «Андалузского пса» и «Золотой век». Священник рассказывает сон, где его убивает ковбой, и никак не дает Дали приступить к обеду, а зрителю — выбраться из онейрической матрешки, совсем как в «Скромном обаянии буржуазии». Да и разные актеры, играющие одного и того же персонажа без какого-либо объяснения, были использованы именно Бунюэлем в «Этом смутном объекте желания».
Но главное, что Дюпьё как будто отвечает своим фильмом на язвительные замечания критиков и отстаивает своё право снимать то, что ему хочется. Главная героиня Жюдит (кстати, это уже четвертая совместная работа Демустье и режиссера) не училась на журналистку, но это не должно помешать ей добиться успеха — скорее, наоборот. Дюпьё обращается через своих героев напрямую к нам, и делает он это не в первый раз.
В «Шине» недовольные тупым сюжетом про шину-убийцу зрители умирают от яда. В «Неправильных копах» одноглазый полицейский пробует себя на музыкальном поприще и пишет идеальный трек для дискотеки. В «Яннике», вышедшем в один год с «Даааааали!», зритель захватывает в заложники зал во время скучной театральной постановки, пишет свою пьесу и заставляет актеров её играть — к неожиданной радости публики. В «Реальности» незадачливый кинооператор питчит свой режиссерский дебют в жанре хоррора и никак не может найти нужный страшный крик для персонажа. Кстати, в «Даааааали!» очень похожий конец: в обоих фильмах главные герои оказываются в кинозале и смотрят свои многострадальные проекты на большом экране. Вот только кто их снял? Дюпьё, разумеется. Да, он издевается, но не скрывает этого. А главное, что получается это у него действительно смешно.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Canal+; Centre National du Cinéma