Что смотреть: «Брат 3» Валерия Переверзева

18+

В городе Тамбове бандиты во главе с рэпером Птахой встречают друга, вернувшегося из армии. Дочь генерала (Юрий Торсуев, Сыроежкин из «Приключений Электроника») встречается с уличным художником, братом одного из бандитов. Родители воспринимают ее увлечение в штыки, но отца больше волнуют золотые часы, подаренные бывшей любовнице — чтобы их вернуть, он нанимает вора, который идет на дело с братом (закрепившийся в российском кино Оливье Сиу из «Нюрнберга» и «Чебурашки») и всё портит. Разрозненные истории к финалу сливаются в одну, но понять все перипетии сюжета можно только благодаря закадровому детскому голосу сказочного рассказчика, объясняющему, кто кому кем приходится и что происходит.

В какой-то момент появляется сам Эрик Робертс в роли милиционера в белой форме и старательно произносит «тамбоуски уолк тибе товарич». В цветочный ларек заходит звезда фильмов категории «Б» Костас Мэндилор. Брат-близнец генерала (Владимир Торсуев, собственно, сам Электроник) заправляет местной мафией и лишается на разборке руки. В саундтреке звучат песни «Дочь Монро и Кеннеди» и Александра Лаэртского, а также кавера на «Черного Лукича» в исполнении детского хора, Янку Дягилеву и хит «Клен» ВИА «Синяя птица». Когда затихает музыка, поставленные голоса читают стихи Бродского и Ахматовой.

Прежде всего хочется посочувствовать зрителям, которые пойдут в кино на триквел балабановского хита про «губастенького» киллера и попадут на «лютый артхаус». Впрочем, кинотеатров, прокатывающих «Брата 3» в Москве, не так уж много. Его автор — Валерий Переверзев — художник-акционист, нахулиганивший в Третьяковке, основатель китчевых музеев истории пьянства (на ВДНХ), проституции и телесных наказаний (оба на Арбате) дебютировал в полном метре в 48 лет с авторским экспериментальным фильмом-провокацией. Причем выступил не только режиссером, но и сценаристом, монтажером, продюсером и автором музыки.

Никакой связи с Балабановым тут нет и в помине — ближе всего это к Сергею Соловьеву, причем как раннего, так и позднего периода. Кроме того, по почти двухчасовому хронометражу щедро разбросаны приемы Жан-Люка Годара, Питера Гринуэя и Гая Мэддина. Связь с последним напрашивается еще и потому, что Переверзев снял своеобразное признание в любви родному городу, как и гениальный канадец в «Моем Виннипеге». Но все эти кинематографические отсылки во время просмотра не мозолят глаз, а смотрятся вполне органично.

Эстетика то видеоклипа, то фильма-эссе с чехардой монтажных склеек, надписями на экране (в одной из долгих сцен появляется ироничное «Затянуто») и щедрым использованием архивной кинохроники не позволяет заскучать, но может слегка укачать. К тому же, Переверзев снимает на пленочную ретро-камеру «Кварц», разбрасывает в кадре собственные произведения искусства (сигареты «ПапаМама», силиконовая «Чумная блоха») и без видимых усилий перемещается из Тамбова в Москву, из прошлого в будущее, из мира фантазий в реальность (впрочем, тоже очень условную). Остается только поздравить его с оригинальностью творческого видения, порадоваться смелости прокатчиков и снова посочувствовать зрителям, выбравшим наугад кино со знакомым названием. Тамбовский волк им в помощь.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © MTM Cinema; Улица Сергея Эйзенштейна