Что смотреть: «Быть Сальвадором Дали» Мэри Хэррон

18+

80-е годы. Джеймс (Кристофер Брини) натыкается в телевизоре на развлекательное шоу и интервью с Сальвадором Дали (Бен Кингсли) и возвращается в воспоминаниях в Манхэттен 1974-го. Тогда он, выпускник арт-колледжа и работник модной галереи, познакомился с великим испанским сюрреалистом и стал его ассистентом. Дали и его властная жена и муза Гала (Барбара Зукова) научили Джеймса понимать искусство, а заодно и людей во всем их несовершенстве. А после увольнения из галереи даже позвали с собой во Францию, где юноша с «лицом с картин Ренесанса» (Сан-Себастьян, как прозвал его художник), несколько разочаровался в своем кумире.

По идее, Мэри Хэррон — идеальный режиссер для байопика одного из самых эпатажных и знаменитых художников. Кроме блестящей экранизации Брета Истона Эллиса «Американский психопат», она обращалась к фигурам Энди Уорхола, Бетти Пейдж, Анны Николь Смит и Чарльза Мэнсона и снимала про них если не выдающиеся, то хотя бы любопытные картины. Увы, в вышедшем в прокат фильме «Быть Сальвадором Дали» нет ничего, что бы выделяло его из череды безликих стандартных кинобиографий, сделанных из одного и того же набора кубиков, как статьи про жизнь знаменитостей в журнале «Караван историй». Единственное, что вызывает умеренный интерес — хваленые дикие вечеринки с моделями, громкой музыкой, шампанским рекой, кокаином и сексом, но их не то чтобы много, а те, что всё же показаны, удручают своей благопристойностью в духе новогоднего «Голубого огонька». Постельная сцена «а труа» и Элис Купер (не особо выразительный Марк МакКенна) с неизменной банкой пива в руке — единственное, что как-то выбивается из общей нормативности. И это, конечно, печально. Банальный конвенциональный байопик — не то, что приходит в голову, когда видишь фамилию режиссера и выбранную ей тему.

Исполнители главных ролей честно отрабатывают свои гонорары и в очередной раз демонстрируют талант. Барбара Зукова, снимавшаяся у Ларса фон Триера, Фолькера Шлёндорфа и Райнера Вернера Фассбиндера, играет не просто деловую даму, управляющую семейными финансами, а настоящую гарпию, которая отгоняет старость романами с юнцами. Один из ее фаворитов — Джефф Фенхольт (Зак Начбар-Секель), звезда фильма «Иисус Христос – суперзвезда», который очень хочет записать рок-альбом и живет с ней в замке Пуболь, и это, пожалуй, самый забавный персонаж картины. Кингсли примерил образ большого ребенка, не приспособленного к жизни и предпочитающего веселый карнавал в своей голове заботам о деньгах и быте. Измены жены его, очевидно, тяготят, но он никак этого не показывает, а, может быть, и черпает в них вдохновение. Претензии могут быть скорее к Эзре Миллеру, смехотворно изображающему муки молодого Дали в серии пошловатых флэшбэков, куда Дали старый периодически сопровождает Джеймса как гид «по волнам своей памяти». Но так как зритель видит всё глазами наивного юнца, внутренний мир художника не раскрывается и так и остается загадкой.

Единственное, что может стать неожиданным открытием — Дали любил подглядывать за чужими сексуальными утехами, но и это подано мимохом, впроброс, как малозначительный штрих к портрету гения. Очевидно одно — к финалу фильма вы не узнаете про усатого каталонца ничего сверх того, что есть в статье на Википедии. С другой стороны, на движущиеся картинки в стиле ретро смотреть всё же увлекательней.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Magnolia Pictures