Что читать: «Не вычеркивай меня из списка…» Дины Рубиной

18+

Дина Рубина — добрая бабушка из мира литературы. Пару раз в год, обычно на каникулах, она выпускает книги с милыми сентиментальными историями. Иногда читаешь с интересом. А порой признаешься себе, что эти тексты очень напоминают телевизионные мелодрамы. Писать так старомодно, как Дина Рубина, сейчас, конечно, уже нельзя. Но что с нее взять — бабушка, она и есть бабушка, почтенная представительница другой эпохи, другой эстетики. Сборник Рубиной «Не вычеркивай меня из списка…» вышел пару месяцев назад в издательстве «Эксмо». Как книга семидесятилетней писательницы воспринимается в 2024 году?

Неограненные рубины

«Не вычеркивай меня из списка…» включает в себя тексты Дины Рубиной о собственной семье. Что-то написано в 2023 году, что-то — в 2010-х, а что-то и вовсе в начале нулевых. Писательница хотела показать родственников без глянца.

«Моя личная родня была неистова и разнообразна. Чертовски разнообразна касательно заскоков, фобий, нарушений морали, оголтелых претензий друг к другу».

Читаешь и понимаешь: семья у Рубиной, в самом деле, необычная.

  • Прабабушка, по рассказам родственников, до Революции убила человека, а во времена Советского Союза стала сталинистской;
  • росла Дина с веселой еврейской бабушкой, которая говорила на своеобразной смеси русского и идиша:

«Я еще со вчера задумала гефилтэ щукы, а щуку, ты ж понимаешь, брать надо с утра, пока в ней глаз не замутился…»

  • с ними жил добрый дедушка, которому в старости отрезало ноги трамваем;
  • папа много лет скрывает внебрачного ребенка;
  • у мамы развивается деменция.

Нравится Рубина или нет, поначалу читаешь увлеченно: больно уж занятная фактура. У каждого члена семьи свои скелеты в шкафу, и в мир чужих секретов  погружаешься с интересом.

Но со временем начинаешь скучать. Рассказы о родственниках — это круто, но хочется чего-то еще. Какого-то внятного сюжета, например. Содержимое книги мало связано между собой, тексты расставлены в достаточно случайной последовательности. Положим, фабула в том, что рассказчица изучает историю собственной семьи: вспоминает байки родственников, навещает маму, которая за резкой салатов раскрывает важные детали… Но если считать сюжетом подобное расследование, то это слишком уж избито, недостаточно характерно и проигрывает в сравнении той же «Памяти памяти» Марии Степановой.

А ещё, хотя семья у рассказчицы интересная, стиль произведений порой оставляет желать лучшего.

Прекрасная деменция

Сейчас будет предложение из книги. Если вам понравится оно, понравится и весь текст.

«От калитки, сквозь пышное цветение кипенно-белой черёмухи, до ступеней балюстрады вилась кирпичная дорожка, и эти белые колонны, и черёмуха, и солнце на красных кирпичах дорожки придавали довольно запущенному двору вид нарядный и приветливый».

Хорошо ли Дина Рубина пишет? Кто-то скажет: «Да, конечно. Не хорошо, а просто замечательно: такой выразительный пейзаж, такая уютная атмосфера, такой богатый лексический запас, такое мастерское владение словом…» Но есть и люди, которые ценят в книгах в первую очередь смелость, яркость, оригинальность. Для них «кипенно-белая черемуха» и «солнце на красных кирпичах» станут показателями плохой литературы. Такие люди скажут, что Дина Рубина производит сентиментальную болтовню, от которой тянет в сон; что от подобных идиллических описаний веет провинцией. К какой категории читателей относитесь вы, решайте сами.

Однако в новой книге Рубиной попадаются и фрагменты, которые никто в здравом уме не назовет хорошей литературой. Рассказ «Прекрасная деменция» повествует о старческой болезни мамы рассказчицы. И начинается он так:

«Все умирающие старухи похожи друг на друга.

Все умирающие старухи похожи на стариков…»

Возможно, это один из худших литературных перлов, что вы видели в последнее время, и параллель с великим романом Толстого делает его еще более жалким.

Вызывают чувство неловкости и очень уж драматичные восклицания рассказчицы:

«Что она?! Простит?! Боже мой, столько лет, столько лет этот монстр молчал!!!»

Столько восклицательных знаков не ставят даже Донцова с Устиновой — Рубиной будто кажется, что чем грубее, тем лучше. К сожалению, в книге много подобных «кринжовых» моментов, когда писательница переходит грань между качественной женской прозой и явной графоманией. Ну что сказать — зато доступно для народа.

***

Фигуры Дины Рубиной в целом вызывает уважение. В семьдесят лет она все еще занимается творчеством и издается большими тиражами. Рубина последовательна, она не изменяет себе и в 2024 году продолжает писать так, будто на дворе все еще Советский Союз. Ее новая книга, хотя и старчески наивная, держит планку качества и рассказывает местами занятную историю семьи. Она способна понравиться старшему поколению, в особенности женской аудитории, но совершенно нерелевантна молодым читателям. Однако только за это Дину Рубину мы ни из каких списков не вычеркнем. Не в наши дни, когда все больше злых бабушек и все меньше добрых.

Автор: Лев Кузьминский