18+
Его можно любить или ненавидеть. Для одних он устарел. Для других актуален как никогда. Так или иначе, книги Пелевина стали неотъемлемой частью нашей культуры. Лауреат всевозможных премий и один из самых любимых авторов в стране, он единственный писатель, чьи книги по сей день становятся крупными литературными событиями. Вспомним десять наиболее ярких текстов.
10. «t»
Пелевин любит, когда на кладбищах крутятся гробы. Василий Чапаев и Павел Первый легко отделались по сравнению со Львом Толстым, который в романе «t» предстаёт мастером восточных боевых искусств. А потом вообще оказывается не человеком, а персонажем романа под авторством некого Ариэля и ещё четырёх литературных негров. Задача t — научиться самому управлять повествованием. Роман поначалу очень даже веселит, но, как и в случае с любым мета-юмором, через полчаса уже не интересно.
«Граф Т. всю жизнь обучался восточным боевым приемам. И на их основе создал свою школу рукопашного боя — наподобие французской борьбы, только куда более изощренную. Она основана на обращении силы и веса атакующего противника против него самого с ничтожной затратой собственного усилия. Железная Борода достиг в этом искусстве высшей степени мастерства».
9. «Тайные виды на гору Фудзи»
Он занят сколковским проектом по продаже людям эмоций. Она увлечена Кастанедой и пьет аяхуаску. Счастье они смогут найти вместе.
Наверно, один из самых доступных романов Пелевина. Прямолинейный сюжет, понятные герои, любовь и максимально упрощенная дзенская философия. Получилось довольно мило. Самая подходящая книга для людей, которые хотят получить общее представление о творчестве писателя, особо не напрягаясь.
«Любой человек, сосредоточенно понаблюдавший за собой несколько минут и ясно увидевший, как сменяют друг друга беспокойные, глупые, тревожные мысли, уколы телесного дискомфорта, непонятно откуда приходящие импульсы воли, отчаяния и надежды, играющие нашим телом и рассудком в футбол, уже знает про жизнь все. В ней не будет ничего иного. Никакого величия духа, никаких равнин счастья, никаких бездн отчаяния, о которых талдычит классика».
8. «Числа»
Главный герой — успешный предприниматель. Секрет его успеха прост: он понял, какие у него счастливые и несчастливые числа. Стёпа всегда выбирает число 34 и избегает числа 43. Случайность это или нет, но жизнь благодаря тридцати четырём состоялась. Остается как-то пережить сорок третий день рождения и найти девушку, у которой любимое число — шестьдесят шесть, чтобы образовать с ней сотню. Небольшой, но запоминающийся роман. По прочтении обязательно поймете, какие сакральные числа лично у вас.
«Степа начал с того, что стал вставать не в шесть тридцать, как раньше, а в шесть тридцать четыре. Так же сдвинулись все остальные точки его расписания, которые зависели от него. Назначая встречу на половину шестого, он приходил на четыре минуты позже, специально задерживаясь в вестибюле метро, чтобы дать стрелке переползти на несколько делений вперед».
7. «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
Наверно, самая недооцененная книга Пелевина. Критики отозвались о ней сдержанно. Даже самые преданные поклонники забыли, что она существует. Между тем именно «Лампа Мафусаила» помогла бы скрасить жизнь на необитаемом острове, ведь первая глава «Золотой жук» рассказывает историю персонажа, который наслаждается сексом с деревьями. В рамках другого сюжета Пелевин остроумно заигрывает с теориями заговора. В мире романа все зависит от двух могущественных группировок, русских чекистов и западных масонов, которые противостоят друг другу и решают судьбу Вселенной. Среди прочего они путешествуют в прошлое и ребячески соревнуются в попытках сделать первый в мире самолет. «Лампа Мафусаила» — сборник занятных литературных безделок и жанровых экспериментов, который несправедливо обделен вниманием.
«Но самое жуткое было в том, что вместо обиды я испытал… вожделение к этим доскам. И как только курьер отбыл, я затащил их в квартиру, бросил на кровать… В общем, избавлю читателя от подробностей, хотя они могли бы, верно, развлечь равнодушного к чужой боли человека. Заноза на приборе — не самая приятная вещь».
6. «Transhumanism Inc»
Книга о богатых людях, которые увековечивают свое сознание в виртуальном пространстве. Кто-то посмертно попадает в рай к виртуальным аниме-девушкам. А большинство остается в бренном мире, в бренных телах и умирает по-прежнему. Наверно, самый амбициозный роман Пелевина со сложным вымышленным миром и масштабными идеями. Он предшествует двум сиквелам: «KGBT+» и «Путешествию в Элевсин». Возможно, в наступившем году нас ждет еще один роман в «баночной» франшизе. Пожалуй, первая часть трилогии наиболее внятная и наименее зубодробительная. В продолжениях автор увлекается замысловатыми научно-фантастическими построениями и совсем уж теряет связь с реальностью. Про теорию симуляции все понятно, но хочется, чтобы главные герои, по крайней мере, были живыми существами.
«Сасаки-сан хотел сказать, что не знает, как выразить свою признательность — но аниме-тян поняла его по-своему.
— Не ожидал, что я такая? Можешь звать меня Кира…
Кира покрутила бедрами, а потом оттопырила попку и прижала друг к другу свои огромные груди, словно показывая все тайные закоулки своего имени».
5. «Священная книга оборотня»
История любви двух оборотней в современном мегаполисе. По сравнению с «Ампиром V», в котором Пелевин населял Москву вампирами, «Книга оборотня» выглядит интереснее. В первую очередь из-за симпатичных героев, в особенности лисы А Хули и ее трогательного взаимодействия с волком. Обычно Пелевин вовлекает персонажей в безумные секты и проекты, но этот роман построен вокруг романтических отношений, и следить за ними интересно. Восточный колорит, как всегда, яркий: рассказ ведется от существа из традиционной китайской мифологии.
«Любовь оказалась совсем не тем, что про нее пишут. Она была ближе к смешному, чем к серьезному — но это не значило, что от нее можно было отмахнуться».
4. «IPhuck 10»
А в этой книге вещает искусственный интеллект, который в недалеком будущем расследует преступления. Кроме того, он пишет по их мотивам коммерчески успешные детективные романы. Зовут алгоритм Порфирий Петрович, и ему предстоит раскрыть дело о поддельных картинах, также созданных при помощи искусственного интеллекта. В 2017 году никто не предполагал, что тексты, которые сочинены алгоритмом, будут неотличимы от авторских и продаваться за деньги. Никто не думал, что созданные искусственным интеллектом видео и изображения так скоро войдут в обиход. Пелевин же все предсказал. А еще это изящное подшучивание над критиками, для которых Пелевин много лет пишет все романы по одному шаблону.
«— Милочка, — сказал я, — писатели, чтоб ты знала, бывают двух видов. Те, кто всю жизнь пишет одну книгу — и те, кто всю жизнь пишет ни одной. Именно вторые сочиняют рецензии на первых, а не наоборот. И упрекают их в однообразии».
3. «Чапаев и Пустота»
Поэт-декадент Пётр Пустота живёт в России девяностых, но представляет себя Петькой из фильма «Чапаев». В реальности он спит в психиатрической лечебнице, а в славном прошлом – рядом с Анкой-пулеметчицей. К третьему роману стиль Пелевина окончательно сформировался. Как и поздние работы, «Чапаев и Пустота» наполнен мета-юмором и каламбурами. Здесь есть восточная мудрость, суровая российская реальность… впрочем, реальность или симуляция – непонятно. Однако, кроме привычного арсенала, Пелевин предлагает глубоко личную историю о непонятом художнике. Это единственный роман автора, который снискал популярность и за рубежом под адаптированным названием «Buddha’s Little Finger» («Мизинец Будды»). Европейская молодежь, если говоришь с ними о Пелевине, вспоминают Чапаева.
«В глубине российской души зияет та же пустота, что и в глубине японской. И именно из этой пустоты и возникает мир, возникает каждую секунду».
2. «Generation ‘П’»
Вавилен Татарский (не путать с Владленом) учится в Литературном институте и полон романтических ожиданий. Выпускается он в девяностые, когда искусство никому не нужно, а требуются сценарии для рекламы. Вавилен работает криейтором, попутно проникая в закулисье телевизионного мира.
В девяностых у людей все перемешалось в голове: русская мифология, школьная классика, кола, пепси, Че Гевара, телевидение, бардачная российская политика, теории симуляции наподобие «Матрицы». И Вавилен, как и сам Пелевин, не ужасается этой «каше», а обыгрывает ее в своих текстах, придумывая безумные сюжеты и остроумные каламбуры. Кстати о них. Свои лучшие каламбуры Пелевин придумал именно в «Generation ‘П’». Чего стоит один «Солидный Господь для солидных господ».
Роман экранизирован, и фильм стоит посмотреть хотя бы ради уморительных рекламных роликов.
«Конец света будет просто телепередачей. И это, соратники, наполняет нас всех невыразимым блаженством. Че Гевара, гора Шумеру, вечность, лето».
1. «Омон Ра»
Действие романа разворачивается в Советском Союзе шестидесятых. Летчик Омон Кривомазов присоединяется к тайному проекту по отправке космонавтов на Луну. Операция очень рискованная, и молодым людям, вероятно, придется пожертвовать жизнью ради великого дела. Вот только полёт — не то, чем кажется. Неужто симуляция?
Первый роман Пелевина, выпущенный в 1991 году, имел оглушительный успех. Советский Союз ушел в прошлое. Старые мифы развенчивались, новые создавались. Пелевин затронул космонавтику, главную тему Советского Союза, и посмотрел на нее с иронией. Но саркастическая усмешка еще не стала застывшей маской. Пелевин здесь непривычно лиричен; рассказывает проникновенную историю о детских мечтах, которые разбиваются о реальность. Герой — не формула и не симуляция, их не двое и не трое. Он здесь всего один, его зовут Омон Кривомазов, и он обычный советский мальчик, который мечтает стать космонавтом. Взрослая жизнь оказывается сложнее и циничнее, чем он думал.
«Я мало что видел и испытал, но мне многое нравилось, и я всегда считал, что полет на Луну вберет в себя все, мимо чего я проходил, надеясь встретить это потом, окончательно и навсегда; откуда мне было знать, что самое лучшее в жизни всегда видишь как бы краем глаза?»
Автор: Лев Кузьминский