Купающийся в огнях вечерний Лас-Вегас. Ответственный мужчина с инициалом Ди (Юэль Киннаман) второпях завозит маленького сына к теще, звонит в офис проверить, все ли в порядке, и мчит в больницу — его жена вот-вот родит. Он уже почти на месте, но на подземной парковке к нему на заднее сиденье запрыгивает нарядный тип (Николас Кейдж) с красными волосами и с пистолетом и приказывает уезжать. — У меня жена в родильном отделении, — пытается давить на жалость семьянин, но преступник, как и ствол его оружия, непоколебимы. Приходится пускаться в путешествие на край ночи в компании опасного пассажира. Кто этот инфернальный незнакомец и что ему нужно? В чем Ди перед ним провинился? Рано или поздно и он, и зритель получат ответы на эти вопросы, а пока лучше не перебивать словоохотливого попутчика с пистолетом — он этого очень не любит. И не превышать скорость, не то за это поплатится несчастный патрульный.
Вышедшая в прокат «Схватка с дьяволом» израильского режиссера Юваля Адлера ловит на крючок с первых кадров — Киннаман едет в клинику в отблесках неона и под песню Скотта Уокера, а Николас Кейдж значится в титрах еще и как один из продюсеров фильма. Всё это хорошие знаки, и когда племянник Фрэнсиса Форда Копполы выдает свой фирменный истероидный конферанс и растягивает лицо в безумном оскале, видно, что он делает это с особенным оттягом. Кейдж уже несколько раз появлялся в Городе греха посреди пустыни Мохаве — то спивался, бедокурил и страдал в принесшей ему «Оскар» драме «Покидая Лас-Вегас», то десантировался на парашюте в костюме Элвиса, чтобы вернуть возлюбленную, в ромкоме «Медовый месяц в Лас-Вегасе». На этот раз он заехал туда в образе кривляющегося трикстера, фигуры несомненно дьявольской — может, не такого ранга, как обожающий куриные яйца Луи Сайфер из «Сердца ангела», но не менее опасной. Если и есть какие-то сомнения, они улетучиваются в сцене, где он стоит посреди полыхающей парковки, разбросав вокруг коктейли Молотова. А уж когда безымянный киллер ломает нос, сложно не заметить сходство с его героем в пиджаке из змеиной кожи, Сейлором Рипли из «Диких сердцем». Кстати, покрасить волосы в красный цвет было выбором самого Кейджа — он просто пришел в таком виде на съемочную площадку.
Однако за всем этим бенефисом для поклонников актера не получается отвлечься от важного минуса картины — для триллера в ней совсем нет саспенса. Есть, конечно, условная интрига, нормально ли пройдут роды у жены главного героя, но ее пунктирное присутствие в виде голоса из телефона меркнет перед перформансом Кейджа и забывается до самого финала. Как и вопрос, почему человек с пистолетом выбрал именно скучноватого Ди. Честно говоря, без банального объяснения про месть за грехи прошлого и пафосного, раскрывающего карты монолога Киннамана картина бы только выиграла. Прежде всего за счет иррациональности происходящего.
Естественно, сюжет заставляет вспомнить лучшие образцы жанра «водитель в опасности» — великие притчи о Зле на дороге «Попутчик» Роберта Хармона и «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу (оба по сценарию Эрика Реда), динамичный триллер «Соучастник» Майкла Манна — и на их фоне «Схватка с дьяволом» ощутимо блекнет, превращаясь в рядовую «бэшку», коей она безусловно и является. Разве что с по-настоящему взрывающимися и горящими машинами, что теперь большая редкость, и с приличным саундтреком (кроме Уокера, в фильме звучит соул-певец Джимми Рэдклифф и Алан Вега из Suicide). И, разумеется, с Николасом Кейджем, дающим жару все эти недолгие 90 минут. Как говорится, это надо видеть.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Capstone Group; Hammerstone Studios; Signature Films