Что смотреть: «Королевство зверей» Тома Кайе

18+

Весь мир охватила эпидемия необъяснимой мутации, превращающая людей в животных. Что делать с «обратившимися» непонятно, поэтому их просто запирают в клинике, где их могут посещать родные. В подобной ситуации оказались Франсуа (Ромен Дюрис) и его сын Эмиль (Поль Киршер), лишившиеся жены и матери после того, как её насильно увезли военные. Они переезжают в новый дом, чтобы быть к ней поближе. Франсуа устраивается поваром в местный ресторанчик, а Эмиль пытается выстроить отношения со сверстниками в школе. Однако вскоре автобус с перевозимыми зверолюдьми терпит крушение, и они разбредаются по лесу. Среди пропавших — мать Эмиля, который тем временем сам начинает чувствовать, как постепенно «звереет». Процесс начинается с обильного оволосения спины, обострения нюха и слуха и стремительно растущих когтей и клыков. А затем он заводит нового друга — своеобразного Икара, человека-птицу Фикса (Том Мерсье из отмеченных «Золотым медведем» «Синонимов»), прячущегося в лесной чаще и пытающегося научиться летать.

Фильм Тома Кайе, выходящий в российский прокат и показанный в этом году в каннской программе «Особый взгляд», вызывает вполне очевидные ассоциации с картинами Жюлии Дюкурно. Причем не столько с «Титаном» про девушку, забеременевшую от машины, который получил в тех же Каннах несколько лет назад Золотую пальмовую ветвь, сколько с ее дебютом «Сырое», где юная студентка открывала в себе тягу к каннибализму. У Кайе тоже под маской боди-хоррора скрывается подростковая драма о тяготах взросления — надо только подменить выпадающие ногти и зубы на прыщи, и всё сойдется. Впрочем, если смотреть шире, превращение в дикого зверя уже не раз было в кино лишь поводом для разговора о подростковых проблемах — например, в типичном тин-муви 80-х «Волчонок» или в замечательном канадском хорроре «Оборотень» (Ginger Snaps в оригинале).

Кайе пытается затронуть в «Королевстве зверей» (странно, почему прокатчики не стали использовать устойчивое выражение «царство зверей», ну да ладно) и другие проблемы — терпимости к посторонним и ксенофобии. Конечно, в мутанте при желании можно увидеть беженца-эмигранта, да и вообще любого, кто, как пел Леонид Агутин, «не похожий на тебя, не похожий на меня». Правда, при всей прозрачности концепции, Кайе как будто нарочно избегает психологической достоверности, пусть и в фантастическом пространстве. Тяжело поверить, например, что новые одноклассники сквозь пальцы смотрят на поведение Эмиля, который то лижет девушке руку, то огрызается на зверушек в кабинете биологии.

Зато его отношения с отцом показаны во вполне правдоподобной динамике колебаний от любви до гнева и снова к любви, которая заключается в умении отпустить, и тут стоит отметить талант Дюриса, наконец-то переросшего амплуа повесы и сердцееда. На контрасте расстраивает, что Адель Экзаркопулос в роли полицейской, помогающей Франсуа, присутствует в фильме если не для мебели, то уж точно для проформы.

Но главный козырь картины — зверолюди, лесное царство (или королевство) которых демонстрируется почти в самом финале. Их затейливый грим заставляет забыть о всех социальных метафорах и воспринимать кино просто как обаятельную семейную сказку про отцов и детей.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Nord-Ouest Films; StudioCanal; France 2 Cinéma; Artémis Productions; Shelter Prod