Ю Несбё — звезда скандинавской литературы. Его детективные истории отличаются остросюжетностью и мрачностью. Кровавые сцены, которыми богаты книги норвежского автора, леденят душу читателей со всего мира. Последняя книга Несбё «Крысиный остров и другие истории» вышла в издательстве «Азбука» год назад, но не потеряла актуальности по сей день. Она интересна прежде всего тем, что писатель обращается к непривычному для себя жанру антиутопии.
После пандемии
Первая новелла — «Крысиный остров» — рассказывает о мире, в котором почти все население погибло от вируса. Оставшиеся люди вынуждены выживать в разрушенным мире, где болезнь — это только полбеды: «бедность, отчаяние, насилие — они тоже заразны». На смену пандемии приходят нищета и произвол. Прилавки в продовольственных магазинах опустели. Правительства больше нет. Полиция ничего не расследует, а заботится о собственной безопасности. В оружейных лавках давно разобрано все оружие: в новом мире каждый сам за себя.
Уилл, главный герой новеллы, пока держится. Однажды у него похищают дочь. Поняв, что полиция не поможет, Уилл сам принимается за поиски.
Антиутопию Несбё, пожалуй, нельзя назвать оригинальной. Сразу вспоминается классика фантастической литературы: «Дорога» Кормака Маккарти, «Я — легенда» Ричарда Мэтисона. Та же пандемия, та же разруха, тот же произвол выживших. Однако Несбё добавляет в привычный сюжет свой фирменный ингредиент: мизантропию. Писатель предполагает, что люди по своей природе враждебны друг другу, с пандемией или без. «Нас не вирус сломил, Уилл, а боязнь друг друга», — рассуждает друг главного героя. После пандемии люди не сплачиваются, не отстраивают вместе города, не начинают жизнь с чистого листа. Наоборот, они, осознав свою безнаказанность, пускаются во все тяжкие. Например, Брэд, друг семьи Уилла, в мирные времена был тихим застенчивым поклонником его дочери. Но после пандемии Брэд собирает банду и похищает возлюбленную. Он решает, что «если не держать себя в узде и прибегать к насилию, угрозам и грубой силе, то добьешься всего, чего хочешь».
Для Несбё вирус — это не главная причина бедствий; просто цивилизация, где люди ненавидят друг друга, обречена на вымирание. Пандемия лишь ускоряет процесс. Возможно, она даже полезна. А что забрала не всех — для мира Несбе это досадная ошибка.
Любовь во время чумы
В детективах норвежского автора главному герою обычно не на кого положиться, даже мирный мальчик Брэд может повести себя как монстр. Но и сам протагонист редко бывает образцом для подражания.
Во второй новелле «Крысиного острова» Несбё рассказывает о господине Ясоне, который тридцать лет страстно влюблен в жену своего брата. Это взаимно. Господин Ясон решается на отчаянный шаг: когда брат заболевает, главный герой не дает ему противоядие, хотя мог бы достать лекарство у себя на работе. Господин Ясон — персонаж, который приписывает себе «определенный ум и невозмутимость, возможно, способность к самоиронии и почти самоуничижительное стремление помочь», — обрекает на гибель собственного брата. И находит себе оправдание в том, что благодаря его смерти два человека обрели долгожданную любовь. Тем трагичнее, что счастье, завоеванное такой ценой, оказывается недолговечным.
В дальнейших новеллах Несбё продолжает обнажать противоречия человеческой души. Можно сказать, что сама эпоха кризисов и перемен, которую обрисовывает Несбё, постоянно ставит человека перед моральным выбором, заставляет бороться с самим собой.
Скандинавский нуар
Благодаря шведу Стигу Ларссону, автору «Девушки с татуировкой дракона», весь мир узнал, что в северных странах иногда выходят хорошие детективы. Норвежец Ю Несбё пошел по стопам Ларссона, написав «Нетопыря», «Снеговика» и другие романы, суммарный тираж которых составил более 19 млн. экземпляров. Все они написаны в жанре скандинавского нуара. В нем нет роковых женщин, Хамфри Богарта и перестрелок. Но так же, как и в американском нуаре, отовсюду веет чувство глубокого разочарования в мире.
Другая отличительная черта скандинавских детективов в том, что они приближены к реальности. Авторы критикуют социальные устои и общественные институты: например, Несбё иронизирует над тем, как неэффективна оказывается полиция в мире типа «Крысиного острова». Впрочем, и в обычное время героям скандинавского нуара часто приходится решать свои дела самим, без помощи государства.
В последней книге Несбё решил внести в жанр разнообразие. Отвлекшись от современности, он рассказывает о преступлениях будущего. Его последняя книга напоминает сезон сериала «Черное зеркало»: несколько историй о том, куда катится мир. Вот только если в американском сериале люди умирают от новых технологий, то в романе Несбе все в целом по-старинке: ружья, топоры, кулаки.
В «Крысином острове и других историях» будущее обрисовано не так уж оригинально. Но это неважно. Для Несбё антиутопия – это лишь материал для очередного разговора о человеческой жестокости. Норвежский писатель выставляет напоказ наши внутренние противоречия, строит вокруг них детективную историю и снабжает ее кровавыми сценами. Сценами, от которых стоит воздержаться слишком впечатлительному читателю.
Автор: Лев Кузьминский