Теория Пифагора ошибочна: музыкальная гармония далеко не универсальна

Многие считают, что музыкальная гармония зависит от соблюдения определенных интервалов в аккордах. Однако исследователи выяснили, что это не верно для всех музыкальных инструментов, и ухо часто предпочитает несовершенные сочетания звуков. Об этом сообщает Naked Science, со ссылкой на результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Communications.

Древнегреческий философ Пифагор предложил теорию, согласно которой консонанс, чистый звук, определяется соотношениями между числами 3 и 4. Однако ученые из Кембриджа, Принстона и Института эмпирической эстетики обнаружили две причины, в результате которых данную теорию можно считать неверной.

Исследование проведено с участием 4272 человек из США и Южной Кореи. На основе проведенных экспериментов исследователи пришли к выводу, что люди предпочитают неидеальное звучание при прослушивании музыки.  В 23 экспериментах участники оценивали аккорды на фортепиано, флейте и гитаре и делали корректировки, чтобы звучание было приятным для них. Оказалось, что большинство людей предпочитает аккорды с «шероховатостями», несмотря на небольшие отклонения от консонанса. Кроме того, звучание определенных инструментов, таких как бонанг, может восприниматься по-разному в сравнении с привычными инструментами западной культуры.

Работа авторов показала, что инструменты с особой конфигурацией, присущей определенным культурам, не соответствуют классическим законам гармонии. Это означает, что гармоничное звучание на одном инструменте может быть воспринято как диссонанс на другом. Данный опыт открывает новые возможности в создании музыки, включая сочетание традиционных и «негармоничных» инструментов. Дальнейшие исследования будут проведены с участием большего количества культур и опыта музыкантов.

 

 

Обложка: © Felix Koutchinski / Unsplash