Маркетплейсы выступили против запрета платного возврата товаров

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация представителей электронной торговли Сибири (АПЭТ) обратились в Совфед и Госдуму с просьбой доработать законопроект главы комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова и главы комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева о маркетплейсах, сообщает РБК.

Соответственно, участники рынка e-commerce просят отменить запрет платы за возврат товаров. По их словам, порой недобросовестные продавцы заказывают у конкурентов на маркетплейсах товары с транспортировкой в отдаленные регионы, чтобы клиенты не могли их приобрести. При этом каждую доставку должен оплатить или продавец, или маркетплейс, или покупатель.

Вторая спорная норма — стоимость услуг занимающих значимое положение на рынке маркетплейсов, у которых за год число заказов превышает 20 % от общеотраслевого объема, не должна превышать 10 % от цены товара. По мнению заявителей, это нереализуемо. Например, сейчас стоимость хранения, сортировки, перевозки и доставки для маркетплейсов составляет более 15 %, а в сибирских и дальневосточных регионах — свыше 50 % стоимости товаров.

Кроме того, вызывает нарекания запрет на скидочные акции без согласия продавцов. Сегодня маркетплейсы за свой счет делают скидки на часть продукции для стимулирования спроса. Между тем новая норма вызовет рост цен на ряд товары и создаст неравную конкуренцию между агрегаторами, потому что некоторые будут применять скидки, а некоторые — нет.

Не избежало критики и положение о распространении на торгующие продовольствием маркетплейсы тех же нормы, что и на торговые сети. По статистике, сейчас на интернет-площадках продают мизер такого ассортимент. Например, на Ozon и Wildberries — всего 0,5 % российского продуктового ретейла. А с другой стороны, продажи на платформах помогают мелким производителям, которые не могут войти в торговые сети.

Также ассоциации считают избыточными требования к антитеррористической защищенности интернет-платформ и взаимодействию с госорганами. Логистика электронной коммерции исключает скопления людей, в отличие от магазинов, рынков и торговых центров. При этом те же закупка и монтаж интроскопов потребуют у маркетплейсов миллиардных трат, а досмотр снизит скорость доставки. Все это в итоге вызовет  рост стоимости услуг для бизнеса и, соответственно, повышение цен.

По данным РБК, помимо прочего, представители ассоциаций выступают за уточнение понятий агрегатора, продавца товаров и владельца пункта выдачи заказов, так как сейчас документ в этой части не соответствует действующему законодательству. Еще следует переписать пункт о запрете торговли требующими проверки на соответствие товарами. АКИТ и АПЭТ предлагают предоставлять продавцу техническую возможность самостоятельно подтвердить соответствие своих товаров.

Обложка: © RoseBox / Unsplash