Если гаджеты или голосовые помощники наделены определенными гендерными чертами, люди сильнее их очеловечивают и больше привязываются к ним. К такому выводу пришли американские психологи, передает N+1.
Если создатели технологии или владельцы бытовой техники приписывают устройству определенный гендер или наделяют ее антропоморфными признаками, люди охотнее покупают такие продукты или сильнее к ним привязываются в быту.
В исследовании участвовали 1013 владельцев роботов-пылесосов. Те, кто приписывал ему гендер, оценивали гаджет как более человечный и испытывали к нему большую привязанность. Также изучалось отношение пользователей к голосовым ассистентам: «женские» и «мужские» помощники набрали 63,2 и 64,8 балла привязанности по шкале из 100, а гендерно нейтральные — только 42. Автомобили, которые хозяева наделяют человеческими чертами, тоже оказались для них ближе и «роднее», чем нейтральные.
Клинический психолог Люция Сулейманова пояснила в комментарии «Москва Меняется», что стоит за привычкой людей очеловечивать машину и робот-пылесос:
«Когда мы присваиваем пол неодушевленному предмету, будь то гаджет, машина, бытовая техника, у нас с этим предметом возникает некая связь, т.к. подсознательно человек начинает ассоциировать этот предмет с фигурой матери или отца, на тонком психоэмоциональном уровне у нас вырабатывается большее доверие к этому предмету. История уходит корнями в детство – ребенок до 8 лет абсолютно доверяет родителям. Отсюда доверие бездушному предмету и некая эмоциональная привязанность к нему.
Очеловечивание предметов также ведет за собой привязанность, опять же, будь то гаджет, машина, бытовая техника, да хоть диван. В психологии это считается нормой. За привязанность к чему-либо или к кому-либо отвечает гормон окситоцин, он вырабатывается у взрослых, когда они рожают детей, например, и проводят с ними много времени. Соответственно и у детей вырабатывается этот гормон. Окситоцин – гормон привязанности.
Гендер девайса однозначно влияет на другие характеристики поведения хозяев — например, доверие к продуктам технологии и готовность за нее платить. Однако человек осознает, что гаджет – это всего лишь гаджет, полезный, удобный, необходимый, но всё же это девайс. У пользователя сохраняется критическое мышление. Если речь идет о взрослом человеке, то он давно прошел необходимый уровень сепарации и пытается критически осмысливать, все ли так, из того, что нам говорят, предлагают и так далее.
Алиса, Маруся, Сири – гаджеты, как правило, озвучиваются женскими голосами, т.к. у пользователей это действительно ассоциируется с материнской заботой, опекой. А вот, например, банковские продукты специально наделяются мужскими голосами, потому что мужской голос ассоциируется с уверенностью, гарантиями. Включается особое отношение к продукту технологии – мужчина лучше думает, у него легче проходят подсчеты и аналитика, с цифрами он «на ты». Все зависит от задачи и функционала технологического продукта.
В психологии очеловечивание чего бы то ни было трактуется так – для того, чтобы быстрее привыкнуть и ближе подпустить к себе некую субстанцию, мы приписываем ей человеческие качества, нашей психике так комфортнее. Человеку важно чувствовать доверие, это дает ощущение гармонии», — рассказала специалист.
Обложка: © New Line Cinema