В прошлом году в России сменился лидер продаж среди чайных и кофейных брендов: кофе Monarch стали покупать чаще, чем Nescafe, сообщает РБК со ссылкой на рейтинг национального ретейл-аудита Nielsen.
Расчеты проводили на основе данных 180 розничных торговых сетей и аудита торговых точек в 2024 году по сравнению с 2023-м (без учета сетевых марок). Самым популярным оказался бренд Monarch нидерландской компании Jacobs Douwe Egberts (JDE): за год он нарастил объем продаж в 3,5 раза и поднялся на пять позиций. Nescafe швейцарской компании Nestle, лидер 2023 года, спустился на второе место: его реализация снизилась почти на 7 %.
Изменениям в рейтинге мог способствовать эффект низкой базы. Так, в 2022 году на российском кофейном рынке лидировал Jacobs (JDE) — главный конкурент Nescafe. В 2023-м JDE решила отказаться от продаж глобальных брендов в РФ, но сохранить российский рынок. Для этого Jacobs переименовали в Monarch — так в продаже оказались оба бренда, а Nescafe в рейтинге-2023 занял верхнюю строчку.
Тем не менее прошлогодний рост продаж Monarch свидетельствует об успехе ребрендинга, активной рекламы и расширения линейки предложения (растворимый, жареный молотый и зерновой молотый кофе, кофейные смеси), отмечают эксперты РБК. В то же время компания Nestle, остановившая инвестиции в российский рынок еще в 2022-м, уступает конкуренту не только в рекламе, но и в ассортименте: в продаже есть лишь растворимый кофе Nescafе.
Кстати, во всем мире для кофейной отрасли прогнозируют непростой период: в ноябре 2024-го рекордно выросла биржевая стоимость арабики и робусты. В РФ к этому добавилось ослабление рубля, так что цены на кофе за год поднялись в среднем на 30 % и, скорее всего, продолжат расти. При этом кофе покупает подавляющее число российских семей (90 %), а прирост продаж кофе в России в прошлом году, по разным данным, составил 4,6–8 % в натуральном и 13,9–16 % в денежном выражении.
Подорожание будет сдерживать дальнейший рост потребления кофе: многие станут сокращать расходы и чаще готовить его дома или даже переходить на чай. Хотя обрушения спроса не ожидается: кофе уже давно стал частью стиля жизни.