Счетная палата выявила, что «Мосфильм» списал с баланса почти половину своей коллекции фильмов (около 1,5 тыс. из 2,8 тыс.), не указав их денежную оценку. При этом студия продолжает получать доход с этих фильмов. О этом сообщает РБК со ссылкой на отчет ведомства.
В реестр федерального имущества «Мосфильм» внес данные лишь о 90 проектах, а на балансе учтено всего 39 фильмов. В 2023 году списали 81 наименование на 754 млн рублей.
Списанные с баланса «Мосфильма» в 2022–2024 годах фильмы «неоднократно являлись предметом сделок передачи прав на их использование» и, по данным Счетной палаты, «генерировали значительный и постоянный доход». Это позволяет считать их нематериальными активами. Помимо фильмов, за балансом учитывались основные товарные знаки киностудии, при этом «Мосфильм» судился за их неправомерное использование. РБК направил запросы в «Мосфильм» и Минкультуры.
В «Мосфильме» объяснили замечания Счетной палаты по учету нематериальных активов пробелами в законодательстве, не учитывающем специфику советских фильмов. «Мосфильм» юридически является автором и правообладателем всех фильмов, снятых с 1924 года, но невозможно оценить затраты на их производство, понесенные десятилетия назад. Для прозрачности учет проектов и товарных знаков ведется на забалансовых счетах.
Член Ассоциации юристов России Мария Трошихина утверждает, что учет на забалансовых счетах закону не противоречит, но требует соблюдения всех требований, чтобы избежать ответственности за недостоверные данные. Причины такого решения «Мосфильма» могут быть разными, например, учет объектов, права на которые не принадлежат организации в полном объеме, или списанных объектов, не приносящих экономической выгоды. Управляющий партнер «Энсо» Алексей Головченко считает, что это может привести к серьезным расследованиям из-за практики списания активов госкомпаний без открытых аукционов и независимой оценки.
Павел Желновод из Nova Inc. согласен, что такая практика снижает прозрачность отчетности, создает риск потери контроля над ценностями и проблемы с налоговыми органами. Он также предполагает, что часть фильмов могла быть некорректно оценена или связана с интеллектуальной собственностью, что затрудняет их учет на балансе.