В ходе разработки будущих поправок к законопроекту о платформенной экономике бизнесмены внесли ряд предложений — обязать покупателей на маркетплейсах компенсировать расходы на возврат товаров, ввести методы отслеживания товаров и защиты от потребительского экстремизма, сообщает Forbes.
Такие требования представители малого и среднего предпринимательства (МСП) озвучили на заседании в экспертном совете по развитию цифровой экономики при комитете Госдумы по экономической политике.
Например, сейчас по закону при возврате товара надлежащего качества продавец отдает покупателю деньги, за исключением расходов на обратную доставку. Крупнейшие маркетплейсы перекладывают эти затраты на сейлеров. Соответственно, возник запрос на компенсацию обратной логистики торговцам за счет покупателя.
Кроме того, нужен контроль за перевозкой товаров: продавцы не знают о реальном перемещении заказов и при этом платят за логистику маркетплейсам. Еще одно требование — об усреднении цен на услуги складов в разных районах. Ну и одна из самых сложных задач — борьба с потребительским экстремизмом на маркетплейсах, когда недобросовестные клиенты на законных основаниях сдают б/у товар (например, искусственные елки после Нового года).
Оценка этих предложений оказалась осторожной. В частности, эксперты указали на нюансы оплаты возвратов: если ее переложить на клиентов, те будут более тщательно выбирать и общее число заказов сократится. С другой стороны, расходы продавцов на логистику снижают маржинальность, что может приводить к удорожанию товаров. При этом жесткое регулирование не поможет — нужен рыночный подход.
Что касается потребительского экстремизма, прозрачный анализ частоты заказов, возвратов, среднего чека, истории покупок и отзывов клиентов позволит формировать поведенческие профили. Так можно соблюсти права добросовестных потребителей и защитить продавцов от системных злоупотреблений.
В целом же именно взаимодействие маркетплейсов, продавцов и клиентов определяет правила интернет-торговли. Государство может задать рамочные условия и требования, но не должно вмешиваться в рыночную логику, считает член Экспертного совета по развитию цифровой экономики при комитете по экономической политике Госдумы Валерий Тумин. Любой перекос приведет или к росту цен, или к снижению качества обслуживания, так что главная задача — обеспечить баланс интересов всех участников и гибкость регулирования.