Американский природный газ в Европе усиливает парниковый эффект

Парниковый эффект от американского природного газа оказался выше, чем от европейского угля и российского газа, сообщает Naked Science.

В 2022–2023 годах в связи с СВО европейцы перестали покупать российский газ, экологично поставлявшийся по трубопроводу, и стали импортировать голубое топливо из США. Причина в том, что местный уголь при сгорании дает на 80 % больше углекислого газа, чем природный метан, и с учетом борьбы Европы с выбросами СО2 было логично заменить российский газ американским.

Исследователь Роберт Хауарт из Корнеллского университета (США) проверил, так ли это на практике. Исследователь уточнил, что из США сжиженный природный газ (СПГ) транспортируют в Европу на танкерах, которые, в отличие от трубопроводов, страдают неустранимой проблемой — потерей газа: охлажденный до –170 градусов жидкий метан за недели в пути частично выкипает и охлаждает остальной объем СПГ.

Современные танкеры-газовозы оснащают системами улавливания метана, который сжигается, часто — вместе с топливом в судовых моторах. Однако моторы газовозов не приспособлены к метану, так что он частично не сгорает и все равно попадает в атмосферу. А так как метан хорошо поглощает инфракрасное излучение, за 20 лет он дает в 80 раз больший парниковый эффект, чем СО2.

Также для сжижения природного газа нужны энергоемкие криогенные установки. Для их круглосуточной работы используют энергоустановки на ископаемом топливе (СЭС и ВЭС не дают стабильной генерации), поэтому каждый килограмм перевезенного на танкере СПГ образует 260–370 граммов углекислого газа. Плюс часть СПГ тратится заводами по сжижению и перевозчиками на их энергетические нужды.

Если суммировать все факторы и пересчитать метан в углекислый газ, получается, каждый килограмм привезенного в Европу СПГ дает 7,1–9,7 килограмма СО2. И это еще расчеты для самых коротких маршрутов США — Европа, для более длинных путей показатели значительно выше.

Вывод: с переходом на СПГ выбросы на единицу выработанной энергии выросли в 1,27–3,84 раза — отмена российского метана существенно повысила углеродный след в Европе. Такой итог отказа от поставок из России не прогнозировали, и в этом смысле работа Хауарта стала первой.

Обложка: © GetArchive