Реновация как социальная программа для Москвы

Реновация – абсолютно социальная программа. Такое мнение высказал генеральный директор «Управления экспериментальной застройки микрорайонов», Почетный строитель России Альберт Суниев.

Реновация затронет более миллиона москвичей. На сегодняшний день в программу вошли более 5 тысяч домов. Суть этого по истине масштабного действа заключается в переселение жителей из старого жилфонда в новостройки и, строительстве на месте «хрущевок» современных комплексов.

По сути, вопрос уже считается решенным. Однако вокруг реновации все еще ведется множество споров. Из средств массовой информации мы можем видеть, что многие недовольны программой. Кто-то даже называет проект аферой века. Чьи интересы учитывались при разработке программы и что она присеет для города в беседе с нашим экспертом – генеральным директором «Управления экспериментальной застройки микрорайонов» Альбертом Суниевым.

Зачем проводится реновация и кому это нужно?

Идея программы абсолютно – социальная и родилась только из-за желания самих москвичей улучшить свои жилищные условия. Это первый тезис, высказанный нашим экспертом. К тому же, это совсем не новый проект. Все говорят о нем только потому, что в этот раз вопросы обновления жилых объектов решаются настолько массово.

«Реновацией ветхого жилого фонда город занимается уже 18 лет, это 1722 дома, или – 6,3 млн кв. м. На сегодняшний день программа эта выполнена более чем на 97%, и москвичи смогли улучшить свои жилищные условия. Но по мере завершения этой программы, жители тех «хрущевок», что в программу не вошли, все чаще стали обращаться в Правительство Москвы с вопросами, а почему их не переселяют из домов, которые не сегодня-завтра станут аварийными?

Дело в том, что в прежнюю программу вошли далеко не все серии домов. Не включили, например, 510, 515 серии. Были случаи, когда стоят два дома рядом: один попал в сносимые, а другой – такой же, но 510-й серии, попал в несносимую.

Точную формулу, по какой причине принимались 20 лет назад решения об определенных сериях, никто нам так и не назвал. А количество обращений от москвичей, желающих, чтобы их ветхие дома снесли и переселили в новые, росло», – напомнил Альберт Суниев.

Так, по его данным только за последние шесть месяцев поступило более 250 тысяч обращений по поводу включения домов в программу реновации. Абсолютно точно, что эти МКД пока что не являются аварийными. Но до этого момента, если провести обследование, остается не так уж много времени.

А желания москвичей, что бы их дом включили в программу, связано в первую очередь с тем, что сейчас им будут предложены дома в тех же или соседних районах проживания. В ином случае жилье будет предоставляться в тех квартирах, которые ест в наличие у города.

Список же был составлен после обследования техсостояния и сетей тех домой, откуда как раз и поступали обращения.

«Был составлен список домов, и жителям предложили самим решить, хотят они участвовать в такой программе или нет. Запустили голосование. Но чтобы реализовать программу с таком масштабе, нужен федеральный закон, мэр выступил с такой инициативой, и она была поддержана президентом», – уточнил генеральный директор «УЭЗ» Альберт Суниев.

Реновация как фактор возможного транспортного коллапса или еще одно заблуждение.

Еще один спорный вопрос, который поднимается в СМИ – это не будет ли движение в центре Москвы еще более напряженным после появления на месте «хрущевок» новостроек? На первый взгляд здесь мы видим прямую закономерность. В новых домах будет проживать большее количество людей, что станет проблемой для существующей инфраструктуры. Однако, наш эксперт Альберт Суниев считает, что транспортная обстановка наоборот улучшится.

«Почти все районы реновации расположены очень хорошо с точки зрения доступности метро, МЦК. Те, кто в рамках своего же квартала переедут еще ближе к общественному транспорту, не станут пользоваться машиной, чтобы подъехать к станции метро или железной дороги, таким образом, и дороги частично освободятся. Если даже хотя бы тысяч 100-200 уйдут с дорог, эффект будет отличный», – считает Альберт Суниев.

Суниев, кстати, отметил, что это вообще общий тренд, которому следует московское правительство: «притянуть» максимальное количество недвижимости к метро, к МЦК. К тому же, не стоит забывать, что сегодня активно строятся Северо-Восточная и Северо-Западная хорды, а также Южная рокада – магистрали, которые как раз и будут проходить через те части Москвы, что непосредственно будут касаться районов реновации.

Реновация как способ отказаться от автомобиля

Метро, как известно, является самым быстрым способом передвижения по столице. Но давка в часы пик заставляет многих все же выбрать передвижение на автомобиле. Однако все может измениться.

Поможет в этом «Третий пересадочный контур», который охватит значительную часть зон реновации и должен снять нагрузку с радиальных направлений метро. Поэтому, как считает Альберт Суниев, с точки зрения и общественного транспорта, и автомобильного транспорта у Москвы такие серьезные заделы, которые не только не ухудшат, а улучшат ситуацию.

Бои за место для парковки автомобилей также должны прекратиться. Как заметил господин Суниев, дворы в кварталах реновации будут без машин. Кварталы будут проницаемые, а не «глухие», закладывать это будут при проектировании сразу. Это позволит обеспечить связь со смежными районами, а дорожки ночью будут использоваться для стоянки личных авто жителей.

Хотя многие, возможно, и вовсе предпочтут колесам пешие прогулки. Дело в том, что первые этажи запроектированы нежилыми. То есть там представители бизнеса смогут открывать свои точки и создавать рабочие места для местного населения. Это значительно увеличит коэффициент пешей доступности. За счет тех, кто будет жить и трудиться в своем районе и, соответственно, добираться как до дома так и до работы пешком, в городе уменьшится и трафик.

Без сетей и жизнь не мила

Если спросить у жителей домов, вошедших в программу реновации, они подтвердят, что сейчас во многих кварталах частенько происходят порывы сетей. Что в свою очередь мешает комфортной жизни. И этому легко найти объяснение. Инженерным коммуникациям здесь фактически по 50-60 лет. Говоря проще – они старые и требует значительной реконструкции. И эту задачу также возьмет на себя программа реновации.

«Речь идет о колоссальном объеме инженерной коммунальной инфраструктуры, благодаря чему будет обеспечено бесперебойное снабжение жильцов теплом, водой и электричеством. А за счет программы реновации еще и увеличится надежность энергоснабжения», – заверил генеральный директор «Управления экспериментальной застройки микрорайонов» Альберт Суниев.

Так же, Суниев отмечает, что на территориях старой застройки отсутствовал принцип гарантированности обеспечения ресурсами, поскольку применялась так называемая кольцевая схема.

«В новых кварталах сети будут спроектированы и построены таким образом, что в случае внештатной ситуации будет задействована дублирующая линия, на которую в течение не более часа переводятся электроэнергия, тепло, вода. При этом современные технологии позволяют обеспечить срок службы новых сетей до 100 лет», – уточнил эксперт.

Плюс от программы реновации получат и соседние дома. Объекты, требующие капитального ремонта, будут приведены в порядок одновременно с возведением нового квартала. То есть в эти районы уже не придется возвращаться через пару лет со строительными работами и техникой, которые в свою очередь всегда приносят временные неудобства для жителей.

Новое лицо Москвы

Не будет преувеличением назвать старый жилфонд неприятным пятном на облике современного мегаполиса. Кроме того, какие первые ассоциации приходят на слово «хрущевка»? Одинаковые коробки, отсутствие возможности поставить машину возле дома, неудобные подъезда и дворы. Это будет в прошлом благодаря квартальной застройке. Она подразумевает формирование среды не вглубь, а вдоль улицы.

Как утверждает Альберт Суниев, время «спальных мешков» и «каменных джунглей» уйдет в прошлое.

«Формат квартала предполагает здания малой и средней этажности, иногда переменной, с небольшими и уютными дворами, с неким архитектурным и дизайнерским разнообразием и с ограничением количества машиномест, вплоть до реализации концепции “двор без машин” и более комфортными условиями для пешеходов», – уверен Суниев.

Что касается же самого жилья, предполагаемого к строительству, то это будут квартиры комфорт-класса. за счет общей площади они будут на 30% больше, чем в пятиэтажках. Жилая площадь будет сопоставима, но не меньше.

Не так страшен чёрт, как его малюют

Таким образом, можно сделать вывод, что реновация все же и правда нацелена, в первую очередь, на жителей. Возможно, протесты связаны с тем, что многим психологически сложно менять уже привычное, пусть и некомфортное, место проживание на новое и современное.

И не стоит забывать, что эти пятиэтажки так или иначе в скором времени стали бы ветхим жильем. Тем более, что изначально «хрущевки» строились как временны способ обеспечить большое количество населения собственным жильем.