Одним из главных событий лета в Москве стал 12-й Московский урбанистический форум, открывшийся 1 августа. МУФ-2023 посвящен настоящему и будущему российской столицы. Впервые форум проходит сразу на четырех крупнейших площадках: в парке «Зарядье», олимпийском комплексе «Лужники», Центральном выставочном зале «Манеж» и Гостином Дворе.
По уже сложившейся традиции работу форума открыл мэр Москвы Сергей Собянин: «Начал работу Московский урбанистический форум — площадка для обсуждения перспектив развития крупных городов. Помимо деловой программы горожан ждут культурные и спортивные мероприятия».
Участниками форума стали архитекторы и урбанисты, девелоперы и предприниматели, эксперты, ученые, представители общественных организаций и журналисты.
Первая крупная площадка форума распо- ложена в «Лужниках», где посетители могут узнать о достижениях Москвы в самых различных сферах: промышленности, культуре, городском хозяйстве, благоустройстве и цифровых технологиях. Всего там представлено более 30 тематических пространств.
«В их числе «Мой район», который знакомит с главными инфраструктурными проектами Москвы последних лет», — сообщил Сергей Собянин.
Экспозиция в Гостином Дворе посвящена развитию социальной сферы, в первую очередь здравоохранения и образования.
«Здесь можно попробовать себя в роли врача, научиться пользоваться современным медоборудованием, а также заглянуть в офис профессий. Малышей ждет площадка «Город детства» — необычное игровое пространство с интерактивными проекциями», — проинформировал мэр Москвы.
В рамках МУФ-2023 в Гостином Дворе состоялся и III Международный конгресс Urban Health. В мероприятии приняли участие члены правительства Москвы, представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Мелита Вуйнович, руководитель сети ВОЗ «Регионы за здоровье» Беттина Мина, а также мэр Ахмедабада (Индия) Шри Криткумар Дж. Пармар. В течение двух дней обсуждались вопросы формирования здо- ровой городской среды и проекты, которые на это влияют. Безусловно, во многом определяющую роль играют транспортные про- екты, а в Москве в последние годы воплотили сразу несколько, причем масштабных. Это МЦК, МЦД, БКЛ и многие другие. Начиная с 2011 года в столице построили 1200 километров дорог и 148 километров линий метро. В результате сегодня уже 90% горожан живут от метро в шаговой доступности. Очевидно, что в ближайшее время эта цифра будет только увеличиваться, ведь столичная подземка прирастает новыми линиями и новыми станциями буквально каждый год. Как это влияет на городскую среду? На этот вопрос ответил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, выступивший на пленарном заседании «Здоровые города: вчера, сегодня, завтра». По его мнению, создание комфортной системы общественного транспорта сокращает выбросы вредных веществ в атмосферу и повышает физическую активность жителей.
«За 80 лет в СССР в Москве было построено 178 подземных станций метро и 305 километров эксплуатируемых линий, которыми пользовались пассажиры. За последние 12 лет сеть метрополитена увеличилась в 1,7 раза. По статистике, около 70% процентов жителей столицы выбирают общественный транспорт. Это колоссальная победа нашей команды, потому что это не только здоровье человека, это здоровье всего города», — подчеркнул Андрей Бочкарёв.
Способствует формированию здоровой городской среды и реализуемая в Москве программа реновации жилищного фонда. В общей сложности она предусматривает строительство в шаговой доступности от новостроек 400 объектов социальной инфраструктуры, благоустройство около 2 тысяч гектаров территории, обновление и прокладку более 5,5 тысячи километров инженерных сетей. Кроме того, дома возводятся из экологически чистых материалов. Большую роль в формировании здоровой среды играет и благоустройство.
«Около 30% всей площади кварталов реновации займут зеленые зоны и общественные пространства. Во дворах домов обустраиваются прогулочные зоны, велосипедная инфраструктура, игровые и спортивные площадки, а также зеленые зоны и скверы. Таким образом, формируется полноценная городская среда — людям есть где проводить с пользой время и отдыхать, причем рядом с домом», — отметил Андрей Бочкарёв.
Поделился вице-мэр и планами по созданию в городе сети спортивных и велодорожек:
«Мы комплексно подходим к проектированию городских пространств и уже создали свыше 270 километров спортивных дорожек вдоль набережных. Сейчас в работе — проектировании и обустройстве — еще 924 километра беговых и велосипедных дорожек».
В ЦВЗ «Манеж» в середине августа начала работу экспозиция, посвященная настоящему и будущему транспортной системы столицы. Посетители знакомятся с уже построенными новыми линиями и станциями метро и с будущей картой Московского метрополитена, а также с крупными дорожно-транспортными проектами — как уже реализованными, так и теми, что будут воплощены в ближайшее время. Самый масштабный из них — Московский скоростной диаметр, строительство которого в этом году завершится, а в результате автомобилисты смогут пересекать огромный мегаполис по бессветофорной современной трассе всего за 40 минут. Здесь также можно увидеть, как выглядят новые столичные вокзалы и строятся очередные, в том числе в рамках развития проекта МЦД.
Еще на одной площадке — в концертном зале «Зарядье» — 4 августа представили инсталляцию «Город для каждого», посвященную 10 ключевым мегапроектам Москвы, их месту в текущем и будущем развитии столицы, роли в повышении комфортности и удобства городской среды. В выставочном зале размещены стенды и инсталляции. В частности, такой как «Москва – город-курорт!», знакомящий посетителей с уже воплощенными проектами реконструкции Северного и Южного речных вокзалов, а на интерактивном стенде «Реновация» демонстрируется трансформация жилищного фонда Москвы. Представлена и программа комплексного освоения бывших промзон, на месте которых сегодня вырастают комфортные жилые кварталы. Сегодня на разных стадиях реализации — 188 проектов общей площадью порядка 2,45 тысячи гектаров. Гостям и участникам форума наглядно продемонстрировали, как изменятся эти депрессивные районы в результате редевелопмента на примере пяти уже реализуемых проектов: промзон «Октябрьское поле», «Братцево», «Кунцево», «Коровино» и участок в Дмитровском проезде.
Основная программа форума «Москва-2030. Город, устремленный в будущее» состоялась 24–25 августа там же, в «Зарядье». В ее рамках прошло 40 встреч с участием более чем 250 архитекторов, урбанистов, градостроителей, представителей власти, крупного, среднего и малого бизнеса из разных стран: Армении, Бразилии, Египта, Индии, Китая, Колумбии, Кубы, Малайзии, ОАЭ, Узбекистана, ЮАР и других.
Ключевой фокус программы, по словам руководителя столичного стройкомплекса Андрея Бочкарёва, направлен на эффекты от мегапроектов Москвы, которые закладывают основу для устойчивого развития города. Участники деловых сессий обсудили тенденции в области урбанистики, вопросы реализации существующих проектов и наметили планы на будущее развитие городских агломераций. Эксперты мирового уровня также рассмотрели трансформации пространственных, экономических и управленческих практик Москвы и других мегаполисов.
«Основная площадка МУФ-2023 собрала более семи тысяч участников, в том числе профессионалов и экспертов сферы городского развития», — подчеркнул Андрей Бочкарёв.
Архитектура деловой программы была поделена на шесть треков: «Городская транс- формация», «Новая экономика города», «Социальный анализ городских трендов», «Архитектура и строительство», «Технологии и нейросети», «Культура и искусство». Каждый из них подробно раскрывался в дискуссиях. Сессии деловой программы прошли как в привычных форматах панельных дискуссий и круглых столов, так и в новых, например, урбанистических дебатов.
В этом году Московский урбанфорум станет, пожалуй, самым масштабным за всю свою историю. Помимо того что длится он более месяца и проходит одновременно на четырех крупных площадках, его важным отличием являются онлайн-трансляция всех без исключения сессий, а также максимально открытый формат: площадки форума, который продлится до 10 сентября, могут посетить все желающие.
Автор: Мария Семенова
Обложка: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы