Какая недвижимость популярна в кризис

Сегодня уже и экономисты, и политики согласились с прогнозами, что кризис пришел в Россию надолго. Но большинство граждан и без официальных заявлений власть имущих успели прочувствовать на себе все его тяготы. Если говорить о рынке недвижимости, то он давно уже превратился в рынок покупателя, который все настойчиво диктует свои правила.

Голосуя рублем, покупатель тем самым подталкивает застройщиков менять, в случае необходимости, политику в области предложения. Так какое жилье популярно в кризис? Что выбирает нынешний покупатель? Об этом мы спросили наших экспертов.

Наши эксперты:
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»
Марина Толстик, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости»
Юлия Неверова, заместитель директора по маркетингу девелоперской компании «Сити-XXI век»
Яна Максимова, директор по информационной политике и PR UrbanGroup
Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development (девелопер ЖК «Новый Зеленоград»)

«И сегодня, и пару лет назад, самые востребованные – это однокомнатные квартиры, прежде всего по причине небольшого бюджета их покупки. – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». – Стоит отметить, что покупатели сегодня подходят к выбору недвижимости с изменившимися приоритетами и более рационально, предпочитая максимум эффективных и полезных площадей. Поэтому квартиры оптимальной планировки, без «лишних квадратов» сегодня более ликвидны. В связи с этим на рынке стало востребованным жилье евроформата. Это квартиры, в которых гостиная и кухня объединены в одну комнату. Если речь идет о студии, то вся квартира представляет собой объединенную кухню, гостиную и спальню в одном помещении. «Евродвушки» предполагают совмещенную гостиную и кухню, а также одну спальню».

КАКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОПУЛЯРНА В КРИЗИС

МАРИЯ ЛИТИНЕЦКАЯ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР «МЕТРИУМ ГРУПП»: «Покупатели сегодня подходят к выбору недвижимости с изменившимися приоритетами и более рационально, предпочитая максимум эффективных и полезных площадей»

По словам Марии Литинецкой, квартиры евроформата позволяют оптимизировать планировки, получив жилье меньшей площади с максимальным функционалом. «Если еще пару лет назад клиенты не хотели рассматривать такие варианты, предпочитая более традиционные планировки, то сегодня возможность сэкономить, не теряя при этом количество комнат, подталкивает клиентов к приобретению квартир формата «евро»», – отмечает эксперт.

По мнению Марины Толстик, управляющего партнера «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», нельзя сказать, что с наступлением кризиса у покупателей стало популярно только какое–то определенное жилье. Покупатели приобретают квартиры самых разных ценовых категорий.

«Если в какой-то промежуток времени сделок купли-продажи с жильем определенной категории совершается заметно меньше, то формируется отложенный спрос, который в дальнейшем должен реализоваться. Вот и получается, что в разные месяцы наибольшим спросом могут пользоваться то более дорогие, то более дешевые квартиры.

Например, весной 2015 года  и в начале лета 2015 года популярностью у покупателей пользовались квартиры наиболее доступные по стоимости в каждой из ценовых категорий. Из двух аналогичных квартир покупатель предпочитал приобрести ту, что дешевле, даже несмотря на то, что там необходимо было сделать ремонт. При этом, как правило, разница в стоимости обычно была небольшой.

КАКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОПУЛЯРНА В КРИЗИС

МАРИНА ТОЛСТИК, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР «МИЭЛЬ-СЕТЬ ОФИСОВ НЕДВИЖИМОСТИ»: «Если в какой-то промежуток времени сделок купли-продажи с жильем определенной категории совершается заметно меньше, то формируется отложенный спрос, который в дальнейшем должен реализоваться»

Примерно с середины лета 2015 года наибольшим спросом пользовались полноценные квартиры с просторными кухнями. Данная тенденция сохранялась до конца лета 2016 года. В сентябре 2016 года резко вырос спрос именно на дешевое жилье в сегменте до 6 млн рублей. По итогам сделок сети офисов недвижимости «МИЭЛЬ» доля таких сделок в общей структуре в сентябре составила 37%. В октябре спрос на доступное жилье сохранился, но одновременно выросло количество сделок с более дорогими квартирами».

Юлия Неверова, заместитель директора по маркетингу девелоперской компании «Сити-XXI век», отмечает, что уменьшение количества денег у населения, привело к сокращению бюджета покупки, что, в свою очередь, повлекло за собой рост спроса на квартиры небольшого метража. «Например, если клиент планировал приобрести двухкомнатную квартиру 60-65 кв. м, то с наступлением кризиса он мог позволить себе только двухкомнатную квартиру 50-52 кв. м. Аналогично сократился метраж приобретаемых студий, однокомнатных и трехкомнатных квартир.

КАКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОПУЛЯРНА В КРИЗИС

ЮЛИЯ НЕВЕРОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО МАРКЕТИНГУ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ «СИТИ-XXI ВЕК»: «Уменьшение количества денег у населения, привело к сокращению бюджета покупки, что, в свою очередь, повлекло за собой рост спроса на квартиры небольшого метража»

Девелоперы, уловив эту тенденцию, начали переориентировать активные проекты и выводить новые, уже с учетом требований изменившегося рынка. За два года и в Москве, и в Московской области, вышло довольно большое количество проектов комфорт-класса с небольшими метражами квартир, способных удовлетворить потребности покупателей».

«В условиях экономического кризиса в большей степени стали востребованы проекты комплексного освоения территории. – считает Яна Максимова, директор по информационной политике и PR UrbanGroup. – Покупатель стал более избирательно подходить к выбору жилья, об этом говорит увеличение времени на принятие решения перед покупкой квартиры: если раньше он делал выбор, посмотрев 1-2 проекта первичной недвижимости, то теперь зачастую клиент смотрит до 10 предложений.

Безусловно, по-прежнему особым спросом пользуются проекты, которые имеют хорошую транспортную доступность, социальную и торговую инфраструктуру, благоприятную экологию и интересную архитектуру, однако одним из главных параметров в пользу покупки квартиры сегодня является репутация застройщика. Статистика показывает, что в настоящее время большинство покупателей приобретают квартиры для собственного проживания, а вместо студий и однокомнатных квартир делают выбор в пользу жилья с двумя комнатами».

КАКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОПУЛЯРНА В КРИЗИС

ЯНА МАКСИМОВА, ДИРЕКТОР ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И PR URBANGROUP: «Одним из главных параметров в пользу покупки квартиры сегодня является репутация застройщика»

Говоря о том, как изменилась структура спроса на жилую недвижимость Москвы и Подмосковья за последние несколько лет, Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development (девелопер ЖК «Новый Зеленоград»), отмечает: «С наступлением кризиса прежде всего снизилась покупательская способность населения. Из-за падения курса рубля и одновременно высокой инфляции реальные доходы существенно сократились, поэтому клиенты переориентировались на самые доступные предложения рынка жилья. Одновременно с началом кризиса усилилась конкуренция между девелоперами московского региона, причем она вызвана не только «сжатием» платежеспособного спроса, но и существенным увеличением объема предложения. В совокупности эти факторы привели к значительному уменьшению минимального бюджета покупки в Москве: студию сегодня можно приобрести за 3,5 млн рублей, а апартаменты – за 2,3 млн. Конечно, столь заманчивые предложения способствовали оттоку покупателей из Московской области, основным конкурентным преимуществом которой долгое время оставались относительно невысокие цены на жилье в сравнении с Москвой.

Тем не менее, говорить о каком-то фатальном кризисе спроса в области нельзя. Портрет среднестатистического покупателя практически не поменялся – это по-прежнему семьянин в возрасте от 30 до 45 лет, который приобретает квартиру для длительного проживания с семьей. Поскольку за заманчивыми ценниками в 2-3 млн рублей в Москве, как правило, скрываются небольшие квартиры площадью 20-30 кв. м., такой клиент все же чаще выбирает подмосковные новостройки, где за такие же деньги он сможет приобрести жилье в 1,5-2 раза больше по метражу. Малогабаритное жилье интересно скорее молодым и одиноким покупателям, однако они не являются многочисленной группой».

КАКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОПУЛЯРНА В КРИЗИС

ЕВГЕНИЯ АКИМОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР IKON DEVELOPMENT (ДЕВЕЛОПЕР ЖК «НОВЫЙ ЗЕЛЕНОГРАД»):  «Портрет среднестатистического покупателя практически не поменялся – это по-прежнему семьянин в возрасте от 30 до 45 лет, который приобретает квартиру для длительного проживания с семьей»

КАКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОПУЛЯРНА В КРИЗИСОдин из главнейших факторов, который сегодня влияет на решение о покупке жилья – это цена.

Люди пытаются сэкономить, но при этом стараются выбирать проекты с качественными характеристиками.

Девелоперы, сокращая площади квартир и предлагая интересные форматы жилья, идут покупателям навстречу.

О том, какие шаги предпринимают застройщики в условиях кризиса, и возможно ли вообще удерживать низкие цены на жилье не в ущерб качеству проектов – читайте в нашем следующем материале.

Текст: Евгения Калачихина