Моя Москва Еще 787 пациентов вылечились от коронавируса в Москве Моя Москва Более 900 дорог отремонтируют в этом году накануне зимы Моя Москва В парках Москвы оборудовали более 90 площадок для воркаута Моя Москва В Москве после пандемии заработало 90% предприятий Моя Москва Участок СВХ от Дмитровки до Ярославского шоссе будет готов в 2022 году Моя Москва Мобильное приложение поможет участникам программы реновации переехать в новый дом Моя Москва Участок Сокольнической линии метро закроют с 15 по 19 августа Моя Москва Бахрушинский музей откроет Биеннале театрального искусства выставкой «Власть Сада» Моя Москва Почти 30 км дорог построят в Москве при реновации до 2024 года Моя Москва Врачи столицы и Подмосковья получат бесплатные билеты в парк «Остров Мечты» Моя Москва У актёра Михаила Ефремова подтвердился инсульт Моя Москва В Госдуме одобрили предложение штрафовать владельцев громко лающих собак Моя Москва Москвичей переселят по программе реновации до 2032 года Моя Москва Городские власти определили этапы переселения по программе реновации Моя Москва На станции БКЛ "Электрозаводская" начались отделочные работы
КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

20 февраля 2017, 16:10

Еще 60 лет назад здесь цвели яблоневые сады – самые большие в Москве, а по улицам, между деревянных домов гуляли коровы. Это было Чертаново

Реновация промышленных зон и создание на их месте обособленных районов, живущих по принципу «город в городе» – крупнейший инвестиционный проект Москвы, а ведь один такой город с начала 80-х в Москве уже есть.

На территории нынешнего московского района Чертаново (Северное, Центральное и Южное) располагались деревня Чертаново, сельцо Красное, сельцо Бирюлёво, деревня Аннино, село Покровское, деревня Покровские выселки, рабочий посёлок Красный строитель (Газопровод) и рабочий посёлок Мосстройпуть. 

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

Коренные жители вспоминают, что еще в конце 90-х на окраинах района можно было увидеть остатки деревянных коровников, а около райисполкома плодоносило несколько яблонь – жалкий остаток тех садов, которые кормили плодами Москву. В то время жители Чертаново были скорее не горожанами, а самыми настоящими селянами. А ещё 300 лет назад – посадскими жителями, которые с 1677 года, когда село было упомянуто в писцовых книгах дворцовой Коломенской волости впервые, растили хлеб, занимались огородничеством, садоводством и скотоводством. Тогда, в Чертаново было 23 двора, где жили 86 мужчин и 87 женщин. 

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

После революции Чертаново продолжало оставаться одним из центров садоводства (урожай крыжовника в Волхонке, где ныне расположена станция метро «Варшавская», достигал 4 тонн с гектара). В 1936 году, по просьбе колхозников, в Чертаново была сооружена железнодорожная платформа. Количество дворов возросло до 118, население составило 537 человек, однако фамилий в деревне были всего несколько — Ермолаевы, Громушкины, Борисовы, Гаевы, Никитины, Порохововы, Черногоровы, Копырулины, Кузнецовы, Даниловы, Голубковы.

С 1941 по 1949 года Чертаново было военным аэродромом. Сам аэродром находился в районе современной станции «Южная».

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

12 октября 1941 г. бомбардировщик СБ-2 не дотянул до полосы и рухнул в чертановские поля так глубоко, что извлечь командира экипажа и радиста удалось сразу, а сам самолет и останки штурмана были подняты только в 1968 году, во время активной застройки района высотными жилыми домами. 

Одна из частей Чертановского треугольника – северная, была задумана, спроектирована и отчасти построена как независимый от столицы микрорайон – «город в городе» – на собственном обеспечении: от детского садика до сберегательной кассы – всё находилось на первых этажах высотных зданий ломанной архитектуры. На верхних этажах располагались мастерские художников и скульпторов. Некоторые квартиры были двухуровневыми: на первом этаже – гостиная с кухней и санузлом, на втором – несколько спален, в которые вела крутая и узкая лестница.

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

Сами многоуровневые дома, следуя рельефу местности, были решены, как система террас с поворотными секциями, которые и сейчас смотрятся впечатляюще. Соединяли дома холлы с потолками, высота которых достигала 10 метров, и общий для каждого из трех домов первый этаж. По образовавшемуся коридору в несколько сотен метров дети, практически не выходя на улицу, каждое утро шли в школу, которую построили на окраине микрорайона. Особой популярностью у жителей пользовалась «народная тропа» в непогоду.

В Чертаново было так интересно, что москвичи из других районов, как в Диснейленд, по выходным приезжали в Чертаново, чтобы сначала погулять по советской Европе, а потом окунуться в деревенскую пастораль и яблоневые сады окраин Чертаново. 

Проектировали район Лауреаты Ленинской премии, инженер Лев Дюбек и главный архитектор Москвы Михаил Посохин. ЦК КПСС поставило перед ними задачу практически создать коммунизм – Образцово-Перспективный Жилой Район (ОПЖР) — комплекс жилых зданий повышенной комфортности, которые потом можно было множить и не только по Москве, но и по всему Советскому Союзу. 

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

Квартиры в первом из построенных домов района были полностью укомплектованы необходимой мебелью и техникой: холодильниками, стиральными машинами и телевизорами. Изюминкой нового подхода к улучшению жизни граждан стала система пневмонического удаления мусора: отходы выбивали из мусоропровода воздушными потоками, уносившими их в хранилище. Не обошлось без казусов, об одном из которых в журнале «Архитектура и строительство Москвы» (№3/2008 год) вспоминает архитектор Лев Мисожников. По его словам, когда закупали импортное оборудование, строители предложили в целях экономии из-за дороговизны шведских труб отказаться от них, ограничившись приобретением компрессоров, прессов для брикетирования и других сложных механизмов, а трубы поставить отечественные. Систему смонтировали, опробовали и запустили. Приблизительно через год все остановилось. Оказалось, что трубы изнутри покрылись толстым налетом, напоминающим плесень. Вызвали шведских специалистов, которые объяснили, что их трубы сделаны из стали с особыми добавками, благодаря чему налета и не образуется. Систему пришлось разобрать и заменить наши трубы шведскими. Кстати, от шведской пневматики, так же, как и полной комплектации квартир мебелью руководство амбициозного проекта отказалось – дорого. Наши люди, как говорится, в булочную на такси не ездят. 

КАК ЧЕРТАНОВО ИЗ ДЕРЕВНИ СТАЛО ШВЕЦИЕЙ

Однако, новаторских решений в этом проекте действительно хватало – вся поверхность Северного Чертаново была отдана пешеходам, а внутриквартальный транспорт и автостоянки ушли под землю: был сооружен большой тоннель-коллектор, от которого шли ответвления к каждому дому. Жители получали возможность спускаться вниз на лифте на этот уровень и пользоваться транспортом. К каждому дому могла беспрепятственно подъехать любая машина, в том числе и «Скорая помощь». Это была первая попытка на деле решить транспортную проблему, которая сегодня является в Москве едва ли не главной. 

В дальнейшем предполагалось возведение подобных жилых комплексов и в других районах Москвы (в частности, в Крылатском и в Зеленограде). Позднее руководство города от этой идеи отказалось, и в Москве было построено только одно жилое здание, подобное зданиям Образцово-перспективного жилого района, — дом на углу Рублевского шоссе и Осенней улицы.

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей