БКЛ — проект года!

11 августа в рамках Московского урбанистического форума в концертном зале парка «Зарядье» состоялась торжественная церемония награждения финалистов конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства». Награды победителям вручил мэр Москвы Сергей Собянин.

Церемония вручения наград состоялась в канун профессионального праздника — Дня строителя, поэтому мэр столицы в первую очередь поздравил всех с этим большим, по его словам, праздником великих людей, создателей настоящего и будущего, того, что нас окружает.

«Что объединяет разные проекты, которые мы создаем в нашем городе? Все это можно объединить и сказать, что мы с вами создаем огромный, большой проект под названием «Москва», — подчеркнул Сергей Собянин. — Москва — сложнейший проект, который кто-либо когда-то создавал. Конечно, это исторические здания и сооружения, которые мы любим, лелеем, реставрируем. Но это и огромное количество новых, современных зданий, которые, по сути, делают нашу столицу молодой и стремительно развивающейся. Это город, который должен быть красивым, комфортным, удобным, это город, который должен быть самым лучшим в мире».

Целью проводимого ежегодно в Москве конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» является поощрение авторов лучших строительных проектов, способствующих формированию комфортной городской среды и улучшению качества жизни горожан, а также стимулирование использования инновационных технологий и современных архитектурных решений. Заявки на участие в конкурсе подают заказчики, инвесторы, проектировщики и генподрядчики, участвующие в воплощении того или иного проекта. Победителей определяют конкурсная комиссия и открытое общегородское голосование на портале «Активный гражданин», сайте конкурса и выставке конкурсных проектов.

В этом году на конкурс было подано 124 заявки по 12 номинациям, в которых соревновались воплощенные в прошлом году проекты жилищного, транспортного, коммерческого строительства, а также реализованные проекты строительства спортивных сооружений и проекты реставрации исторических зданий.

Наибольшее количество проектов на этот раз было заявлено в двух номинациях: «Строительство многоквартирных домов повышенной комфортности» (33 проекта) и «Строительство многоквартирных домов категории «стандартное жилье» (21 проект). За право стать первыми соревновались также 15 построенных объектов образования и 12 отреставрированных и приспособленных для современного использования объектов культурного наследия.

В финал конкурса вышло 40 наиболее интересных, отвечающих современным запросам времени работ. Победителями были объявлены 23 проекта — это объекты, построенные в столице в прошлом году.

Впервые в этом году на конкурс были выставлены девять проектов строительства парков и общественных пространств. Это новая номинация, отражающая градостроительный тренд последнего десятилетия по созданию комфортной городской среды. Победителями стали парк «Яуза» и самое большое колесо обозрения в Европе «Солнце Москвы» на ВДНХ. Еще один знаковый столичный проект — инновационный кластер «Ломоносов», введенный в эксплуатацию в прошлом году, — стал победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства офисных зданий и деловых центров».

Ну а проектом года была признана Большая кольцевая линия метро. Ее строительство мэр Москвы назвал подвигом строителей.

«Это новое сердце Москвы. Спасибо, поздравляю!» — подчеркнул Сергей Собянин.

БКЛ — один из наисложнейших инфраструктурных проектов в истории современной России, сопоставимый со строительством железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем, соединяющего Великобританию и Францию. Но если длина тоннеля под проливом составляет 50 километров, то БКЛ — 70 километров, на ней расположена 31 станция, большинство из которых пересадочные. Большое кольцо московского метро является и самым протяженным в мире. Для сравнения: длина второй кольцевой линии метро в Пекине — 57 километров.

Работы по строительству БКЛ велись в течение 11 лет — это довольно небольшой срок, учитывая масштабы того, что сделано. Первая проходка на Большом кольце стартовала в августе 2012 года в сторону станции «Деловой центр», а полностью все тоннели были пройдены уже в декабре 2021-го.

«Объем работ на БКЛ проведен гигантский, в строительстве было задействовано 33 тоннелепроходческих щита, которые прошли порядка 95 километров тоннелей, из них более 13 строились горным способом», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Всего было построено 78 новых тоннелей, проложено почти 25 тыс. километров кабелей — это более половины длины экватора, составляющей примерно 40 тыс. километров. На каждой станции смонтировано 55 инженерных систем, включающих в себя около 25 тыс. единиц оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность станции. Смонтировано свыше 725 километров трубопроводов и более 150 километров воздуховодов. На строительстве БКЛ было разработано свыше 6 млн кубометров грунта и уложено более 1,2 млн кубических метров бетона. В ходе благоустройства территорий возле станций БКЛ высажено порядка 48 га зеленых насаждений. В целом в пиковый период в строительстве Большой кольцевой линии принимали участие 11,5 тыс. человек.

«Большое кольцо московского метро — одно из важнейших за последние 20 лет вложений в городскую инфраструктуру», — подчеркнул Андрей Бочкарёв.

Запуск по нему движения действительно стал историческим событием в жизни Москвы и москвичей. По словам руководителя столичного стройкомплекса, это кардинально изменило транспортную географию Москвы. Кольцо проходит через 34 столичных района с населением 3,3 млн человек, из которых в зоне шаговой доступности от новых станций проживает 1,2 млн горожан. Теперь они экономят от получаса до 45 минут в день в поездках по городу, ведь чтобы попасть в нужный район, им не нужно доезжать до Кольцевой линии или пересадочных станций в центре: пересесть на радиальную ветку или железную дорогу можно гораздо раньше. Большое кольцо сформировало множество удобных альтернативных маршрутов, позволило интегрировать в транспортную систему новые линии метро. К услугам пассажиров на втором метрокольце 20 пересадок на существующие радиальные ветки, три — на перспективные Троицкую, Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую, а также на МЦК и МЦД. Да и сами поездки стали комфортнее.

«За счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов поездок положительный эффект от ввода БКЛ уже сейчас почувствовало большинство пассажиров метрополитена. 70% тех, кто ранее выстраивал привычные для себя маршруты с поездками в центр города и пересадками внутри действующей Кольцевой линии, теперь пользуются БКЛ», — сообщил Андрей Бочкарёв.

Заметно разгрузились станции радиальных линий. Например, «Калужская», «Автозаводская» и «Нагатинская» на целых 30%. Почти на четверть стало свободнее на Кольцевой линии, на 20% – на радиальных ветках. Нельзя не сказать и о том колоссальном стимуле к развитию, который получают районы, расположенные в «зоне влияния» Большого кольца. Только за время работ по сооружению БКЛ инвесторы вложили в строительство на прилегающих к ней территориях жилья и инфраструктуры, в том числе для создания рабочих мест, порядка 5 трлн рублей. Словом, эффект для города получился колоссальный.

Автор: Александр Макаров

Обложка: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы