ВЕНЫ И ТРУБЫ
Среди фотографий Шухова, есть одна – он в окружении сослуживцев в Баку. Молодой, энергичный, охочий до работы. Снята фотография, по-видимому, между 1879 и 1880 годом. Именно в это время молодой механик Шухов, по заданию директора конторы «Строительное бюро инженера А.В. Бари» в которой он трудился – Александра Бари – поехал в командировку в Баку, где и спроектировал первый в мире трубопровод для прокачки сырой нефти, емкость для хранения сырой нефти и процесс крекинга – способ получения из нефти бензина. Александру Бари мы обязательно посвятим отдельный рассказ. А пока скажем лишь, что сам Шухов называл Бари – эксплуататором, который недостаточно много платил, но всегда поддерживал инженерные начинания молодого Шухова.
Владимир Шухов (второй слева) с товарищами по работе, Баку
В семье Шуховых бытует легенда, что толчком к многочисленным изобретениям в нефтяной отрасли послужили простые труженики-ослики, которые были основной рабочей силой для перевозки сырой нефти и ее откачки из скважин: одни крутили колесо насоса, тогда как другие возили нефть от месторождения. Наблюдать за монотонным и малоэффективным трудом животных рациональному Шухову было невыносимо. Это, с одной стороны.
С другой, возможно, изобретений могло и не случиться. Но, пригодились знания, полученные в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, которую он посещал вольным слушателем два года. «Владимир Григорьевич очень любил получать знания, – вспоминает его правнук Владимир Шухов. – В Петербурге молодой Шухов работал по-сути чертежником: при помощи синьки и чёрной туши рисовал перегоны и тупики Варшавской железной дороги. Для профессионального роста нужны были новые знания и мотивация. Тогда-то он и пошел в академию». Особенно вдохновляли его занятия в анатомическом, как тогда говорили, театре. «Что видел Шухов во время работы анатомов, – предполагает его правнук. – Скорее всего, артерии и вены были для него тоннелями, кости – полые и трубчатые на срезе – чрезвычайно плотным, но, вместе с тем легкими материалами для конструирования. Он видел инженерию, чудо и чрезвычайную функциональность человеческого организма. Там же, в академии, он, видимо, приметил, а чуть позже и применил в нефтяном деле, способность крови бежать медленнее или быстрей в зависимости от температуры тела: чем температура выше, тем меньше вязкость крови, тем быстрее она бежит». В медицине, это – плохо, это – болезнь. В нефтяной промышленности, это – хорошо, это – крекинг.
ЧЕРНЫЙ ГОРОД
В 20 век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывалось внутри страны. И это – заслуга инженера Шухова.
Те из путешественников, кто побывали в Баку, отмечают красоту этого города. Не таким был Баку в то время, когда в нем работал Шухов. Город был низким и грязным от нефти. Все изменилось в начале 70-х годов 19 века, когда началась интенсивная эксплуатация бакинских нефтяных месторождений. За короткий промежуток времени в Баку обосновались отделения иностранных компаний. Наиболее известные среди них — фирмы братьев Нобель и Ротшильдов.
С 1873 года начал складываться «нефтяной пояс» Баку, известный как Черный Город, была пробурена первая в мире нефтяная скважина. А 25-летний Шухов, сначала придумал, как заставить нефть выходить на поверхность, а потом и построил первый бакинский нефтепровод, соединивший Апшеронские месторождения братьев Нобель с их же складами сырой нефти. Для которых тот же неутомимый Шухов придумал особые конусообразные хранилища, которые использовались по всему миру до середины 70-годов 20 века.
НЕФТЬ И ДЕНЬГИ
Владимир Шухов не был богат, хотя бы и мог. К деньгам относился спокойно и говорил, что на тот свет денег не взять. Жил скромно, почти всегда рядом с контрой в которой работал. Вот что он любил – это размышлять над решением сложной задачи. «Техническую идею надо до воплощения вынашивать, пока стоимость не станет приемлемой», – записал он в своем дневнике.
В Баку 25-летний инженер продумал и воплотил всю, как бы сейчас сказали, нефтяную линейку: трубопроводы, емкости для хранения нефти, нефтеналивные танкеры разного объема, которые собирались в Астрахани и Царицыне, как конструктор Лего из модулей разного объема под каждого конкретного заказчика.
В московской лаборатории, в 1890 году он и его помощник Гаврилин придумали, а годом позже запатентовали процесс крекинга нефти, который в это же время был опробован и работал в Баку. Это изобретение могло бы принести России, а затем и СССР немалые деньги, но уже в 1915 году американский инженер Уильям Бартон, при проектировании первой промышленной установки крекинга в США, не только повторил все инженерные решения Владимира Шухова, но и зарегистрировал крекинг-процесс, как собственное изобретение. Потребовалось несколько лет, чтобы аннулировать ложный патент. Большего Советская Россия добиться не смогла.
В 1880 году Шухов вернулся в Москву и стал главным инженером конструкторского бюро Бари в Москве. Но это уже другая история.