Доподлинно не известно, но есть предположения, что этот двухэтажный особняк был построен в 1760 году, на фундаменте старой постройки. Известно, что в 1759 году этот участок принадлежал военному доктору В.Я. Гевитту, который приобрел его за 1500 рублей. Однако, спустя пять лет, в 1764 году участок был куплен Апраксиным уже за 7 500 рублей.
В 1803 году дом становится собственностью семейства Веневитиновых, его покупает офицер Владимир Петрович Веневитинов. Его наследники будут владеть домом до 1839 года. В 1805 году у Веневитиновых родился сын Дмитрий, который в будущем станет известным философом, поэтом.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Интересно, что несмотря на дальнее родство с Пушкиным по материнской линии, урожденной княгиней Оболенской, поэтов Веневитинова и Пушкина свел интересный случай. После того, как Александр Сергеевич прочел критическую статью юного Веневитинова на свой роман «Евгений Онегин», он написал: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием». После этих событий завязалась переписка, а осенью 1826 года состоялась очная встреча.
Многие московские дома приобрели особую известность благодаря знаменитым жильцам и происходившим в этих домах событиям. Мало кто знает, что именно в этом особняке А.С. Пушкин впервые прочел еще не опубликованную трагедию «Борис Годунов», а также недавно написанное добавление к «Руслану и Людмиле» — «У Лукоморья дуб зелёный…».
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Из истории известно, что 12 октября 1826 года у Веневитинова собрались московские писатели, литературоведы, журналисты. Среди приглашенных значились фамилии: Хомяков, Соболевский, Погодин, Киреевский.
Современники, присутствовавшие при этом действе, описывают свои чувства как необычайно сильные, потрясшие их до глубины души. Это, несомненно, было запоминающиеся событие. Из воспоминаний Погодина: «Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно. До сих пор ещё — а этому прошло сорок лет — кровь приходит в движение при одном воспоминании». Кстати в память об этом историческом событии на доме установлена мемориальная доска.
В ноябре 1826 года, юный поэт перебрался из Москвы в Санкт-Петербург, где поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Веневитинов поселился во флигеле дома Ланских. Нелепо, но 2 марта 1827 года он сильно простудился, перебегая легко одетым с бала в доме Ланских в свой флигель. 15 (27) марта 1827 года поэт скончался в окружении друзей, по-видимому, от тяжёлой пневмонии, не дожив до 22 лет.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В 1839 году новым хозяином особняка и его владений становится купец Федор Гольцгауер — страховой агент в компании «Саламандра». После него, с 1869 года домом владело семейство купцов Фроловых. В 1917 году, незадолго до революции, владельцемособняка в Кривоколенном переулке стал купец Меер Слиозберг, который собирался снести его и выстроить доходный дом, но революция помешала реализации его планов.
С 1923 года в доме поселилась семья Гинзбургов, к тому времени дом уже был разделен на квартиры. 24 октября 1926 года, в квартире у Гинзбургов состоялось закрытое заседание Пушкинской комиссии Общества любителей Российской словесности при Московском Университете, посвящённое столетней годовщине чтения Пушкиным «Бориса Годунова» у Веневитиновых.
В 1960 году этот дом признали памятником архитектуры и истории. Какое-то время там располагались жилые квартиры, затем дом переходил от одних собственников к другим, но никто, увы, не уделял должно внимания сохранению его облика и внутренних конструкций. В итоге, постановлением Правительства Москвы № 397 от 12 мая 1999 года дом был признан аварийным, в том же году расселён.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Сложно поверить, но в 2000-х рассматривался варварский вариант сноса дома Веневитиновых, однако под давлением литературной общественности решение о сносе было отменено. Долгие годы дом находился в полном запустении, архитектура и интерьеры постепенно уничтожались.
В 2007 году была начата реставрация, однако уже в 2008 году из-за финансовых проблем инвестора реставрационные работы прекратились, и дом снова оказалось заброшен. Последующий арендатор начал реставрационные работы, в ходе которых на боковом и заднем фасадах раскрыты и частично восстановлены формы барокко. Однако работы не завершены до сих пор, дом пустует.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется