На улицах Трифоновской и Гиляровского (Сущевский и Мещанский районы ЦАО) — реконструкция и переустройство. Проезжую часть расчищают, в частности, от стихийно сложившихся там за много лет парковочных мест. Звучит грустно, особенно для автолюбителей — но, похоже, речь идет об одном долгожданном событии, в которое многие уже и верить перестали: на Трифоновскую и Гиляровского возвращаются трамваи.
До второй половины 1990-х годов это были очень оживленные линии: от Рижского вокзала, куда рельсы приходили по проспекту Мира со стороны ВДНХ, трамваи шли направо — по Трифоновской улице к Палихе и Лесной. Так шел трамвай номер пять из Медведково к Белорусскому вокзалу; а до середины семидесятых линия продолжалась и дальше к Красной Пресне, смыкаясь там с ныне изолированной сетью Пресненского депо. Сейчас — после снятия рельсов в районе Пресни, на Беговой и на Ленинградском проспекте, эта «островная» сеть начинается лишь на «Соколе»…
А прямо, вдоль проспекта Мира, трамваи седьмого маршрута шли в сторону Соборной мечети, поворачивая налево к Трем вокзалам и в Сокольники. Маршрут был — из Останкино к улице Подбельского. Центром этого участка московской трамвайной сети было депо имени Баумана около ВДНХ — оно обслуживает маршруты вплоть до «Белорусской» и сейчас, только «нулевые», служебные рейсы из депо до конечной теперь чудовищно длинные — опять-таки, через Сокольники и Три вокзала.
Линии по Гиляровского и Трифоновской не были закатаны в асфальт — рельсы лежат там и до сих пор как памятник трамвайному «погрому» девяностых и 2000-х. Тогда были чиновники, трамвай прямо ненавидевшие и вслух заявлявшие, что «этих гремящих чудовищ» на вверенной им территории не будет. И своего они почти добились — это в те годы, когда Европа свои трамваи начала не только ценить, но и восстанавливать, и строить заново.
Схема была примерно одна на все случаи: при реконструкции того или иного проспекта принималось решение, что трамвайной линии на нем не место. Иногда это решали (внезапно!) сразу после дорогостоящего ремонта той самой линии — например, именно так произошло на проспекте Мира в 1995 году. Рельсы на проспекте снимали, полоса становилась обычной автомобильной (это ведь было задолго до «выделенок»).
А на периферийных улицах линии, которые были «привязаны» к этому проспекту, просто закатывались в асфальт. Трифоновской и Гиляровского относительно повезло — там рельсы не сняли, потому что транспортники с самого начала хотели сохранить их. Но примеров множество. Самый яркий — Нижняя Масловка и Вятская улица: там трамваи 27 маршрута «вымерли», потому что проектировщикам не хотелось «париться», вписывая трамвай в схему Третьего кольца и перенося рельсы к обочине.
А ведь можно вспомнить и закрытую в 1986 году линию по Госпитальной улице — Госпитальному мосту — Госпитальному переулку — Малой Почтовой улице — Старокирочному переулку. Тоже по причине работ на трассе будущего Третьего кольца. Кольцо уже двадцать лет как построили, трамвай — годы были как раз те самые, «погромные» — не вернули.
На волоске от гибели были линии по Волоколамскому шоссе и Лесной улице — эту историю, наверное, уже многие помнят. Площадки, занимаемые разворотными кольцами, «понравились» застройщикам (на Волоколамском — там хотели сделать развязку Алабяно-Балтийского тоннеля, на Лесной — офисный комплекс). В обоих случаях предлагались высокотехнологичные «компенсации»: на «Соколе» запроектировали разворотный круг-трансбордер, на «Белорусской» кольцо планировали вписать в цокольный этаж дома. И там, и там ничего из этого не вышло: в начале улицы Алабяна даже построили для этого самого трансбордера стеклянную полусферу, но оказалось, что длинные трамвайные поезда туда не влезут — пришлось селить туда диспетчерский пункт. А на Лесной, кажется, и пытаться сделать «дом с разворотом» не стали.
Но вот ведь что оказалось в этих случаях: если есть политическая воля, все технологические проблемы решаемы. Место для разворотного кольца на Соколе все же нашлось почти как до реконструкции. А с Лесной — как мы все знаем — вышло еще лучше: при реконструкции пощади удалось подать трамваи через Ленинградку прямо к Белорусскому вокзалу. Вот уж о чем даже транспортные фанаты мечтать не смели! Теперь трамваи на Белорусской — бесспорное украшение города.
И потому — помечтать все-таки хочется: настанет время, и из-под асфальта выкопают не только Трифоновскую и Гиляровского, но и Вятскую с Верхней Масловкой. Вспомнят и Госпитальную линию, и ту, что закопана на Восточной улице и Ленинской слободе (теперь ведь там модные кварталы ЗИЛа и не только!). А уж если совсем размечтаться — можно ведь вернуть трамвай и на Большой Москворецкий мост, проведя его от Новокузнецкой улицы, а потом по Варварке и Подколокольному переулку к бульварам. Ведь современные трамваи — уже не гремящие и вовсе не чудовища.
Автор: Антон Размахнин
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется