Мечты о вапоретто: Как в Москве строили речной трамвай и наконец построили

Кажется, можно уже не быть суеверным: в Москве запускается настоящее, интегрированное в городскую транспортную систему, речное судоходство. Десять электросудов прошли испытания и вскоре примут пассажиров на регулярных линиях с оплатой по карте «Тройка». Причалы для них оборудованы по стандартам 2020-х годов и максимально сопряжены с остановками других видов общественного транспорта.

Это похоже на венецианские вапоретто — буквально «паровички», основной вид транспорта в знаменитом своими каналами городе. Но, учитывая, что подвижной состав нынче электрический, куда точнее будет традиционное московское имя: речные трамваи. Да, несмотря на то, что в последние десятилетия можно было говорить прежде всего о прогулочных теплоходиках — речной трамвай в Москве все-таки успел сформировать традицию. На это у него было примерно 120 лет.

…«Идет, идет!» — первыми белый силуэт, выскальзывающий из-за ближайшего мыса, замечали, конечно, дети. Замечали — и бежали, торопя родителей, к кромке причала, чтобы занять места получше. Когда теплоход с изящными двойными линиями окошек, с округлой, как корпус приемника «Спидола», рубкой подходил к усаженной старыми покрышками стенке причала, детей, конечно, сгоняли с места матросы: а ну-ка, посторонись, бросаю конец! Потом перебрасывался металлический мостик, и сначала спускались по нему строгинские колхозники (если дело утром — то и с бидонами молока, и с овощами для рынка), а потом уж забегали на борт праздные, желающие искупаться на строгинских пляжах, жители Щукино.

На верхней палубе (а зачем вниз спускаться, если погода хорошая?) пахло крепким судовым дизелем и свежей краской — особенно тщательно подкрашивалась алая звезда и скамейки для пассажиров, ну и перила фальшборта, конечно. Двигатель мощно урчал где-то внизу: машина-зверь! Вся поездка — пятнадцать минут, но сколько радости; в 1982 году, когда от Щукино до Строгино выстроили мост, по нему пошли трамваи обычные, рельсовые, а речные ушли.

До нашего времени из регулярных линий речного трамвая в Москве дожили буквально две-три. На севере — через Химкинское водохранилище в Северное Тушино с Речного вокзала, на юге — между Марьиным и Печатниками… Да и, наверное, всё: центральные линии были исключительно прогулочными. И виной тому — несопряженность с остальными видами городского транспорта. Эта беда преследовала московские речные трамваи почти всю их историю.

Как только стало возможно (а именно — когда ушла из Москвы долговременная, но почти безрезультатная французская концессия), на Москве-реке появились сразу несколько частных операторов «рейсовых баркасов» — таково было первое название этого вида транспорта. Пионерами было общество братьев Окуневых (1906 год), но потом появились многочисленные конкуренты. Тогда по реке от Киевского вокзала до центра города бывало действительно быстрее: без метро, да с медленными и стоящими в натуральных пробках трамваями… Аналогично и с Таганкой, Новоспасским и Симоновым монастырями: пока по суше до Кремля дотащишься! Так что линии были востребованы и приносили доход.

Отдельно — надо вспомнить про моторные катера ресторатора Крынкина: его модное заведение на Воробьевых горах, недалеко от церкви, имело свой «трансфер». Но если обычные «баркасы» брали за билет от 20 копеек, то Крынкин просил от 25 до 50 (последнее — ночной тариф для тех, кто вышел из ресторана и хочет в город обратно; а нет, так бери извозчика, это выйдет дольше и дороже).

Ситуация резко изменилась в тридцатых годах — когда начали строить метро. Систему речных трамваев обновили, но с каждым годом эти линии становились все более прогулочными: скорость была несравнима с метро, а по набережным (например, по Бережковской) пошли трамваи, а затем и троллейбусы с автобусами. Делу не помогло и послевоенное переоснащение на новенькие теплоходы «Москвич»: прогулочные линии, да и всё.

Наверное, самое «дно» московского речного пассажирского судоходства было в девяностые годы и чуть позже: флот деградировал (вплоть до списания скоростных пригородных «ракет» — невыгодно!), прогулки по реке выходили из моды. Но где-то с середины 2000-х начались разговоры: давайте сделаем «московские вапоретто»! Регулярный речной транспорт! Слабо? Построили даже пару опытных судов-катамаранов — был это примерно 2009 год. И… И всё, та попытка тоже не «взлетела».

Причина, как тогда признавались транспортники, была простая: регулярный городской транспорт должен быть интегрирован в общую систему, иначе он работает на ничтожный процент от своего потенциала. Интеграция должна быть минимум в двух главных моментах: система оплаты (единые карты, по возможности льготы на пересадках) и удобные пересадочные пункты. Пятнадцать лет назад это реализовать не удалось. Сейчас — опять же, плюнем три раза — похоже, что звезды сошлись. И вполне возможно, что уже в этом сезоне Москва наконец обретет настоящий, регулярный речной трамвай.

…А ведь какие планы были на этот счет в 1930-х, когда в Москву пришла волжская вода! Например, речные трамвайчики должны были ходить и по Яузе, и по так и не прорытому Северному каналу (вдоль Лихоборки — от Химкинского водохранилища через Коптево в Яузу). Для этого на главном притоке Москвы-реки даже шлюз построили! Но это, как говорится, совсем другая история.

Автор: Антон Размахнин

Обложка: © Наум Грановский / PastVu.com