Туповатый отец семейства Отелло Челетти (Альберто Сорди) вот уже четыре года живет у шурина и не может найти работу, но и нельзя сказать, что он ее отчаянно ищет. Лучше прогуляться по улице, давая навязчивые и бесполезные советы соседям, знакомым и незнакомцам в духе мема «широкая на широкую». За это его никто не любит, и всякий поход в местную римскую забегаловку заканчивается для безработного болтуна унизительными насмешками. Маленький, но рукастый и смекалистый сын Отелло пользуется своим подвигом (он спас тонущего сына члена городского совета) и просит для отца рабочее место. Но вкалывать грузчиком в доках Челетти не устраивает. Не мытьем так катаньем он получает должность регулировщика — потому что отлично ездит на мотоцикле. Знал бы мэр города (режиссер «Похитителей велосипедов» Витторио Де Сика), к каким последствиям приведет этот безобидный блат! Челетти сначала отпускает без штрафа популярную актрису (Сильва Кочина в роли самой себя), а затем, получив нагоняй, начинает действовать в лучших традициях поговорки «заставь дурака богу молиться» — например, останавливает самого мэра за превышение, когда тот торопится к любовнице. А потом вдруг становится героем оппозиции.
Луиджи Дзампа уже снимал Альберто Сорди до «Уличного регулировщика» (1960). Комедии «Искусство устраиваться» и «Он вор, она воровка» демонстрировали комический талант актера, но в «…Регулировщике» он пускается во все тяжкие. Маленький и подчас жалкий человек был частью амплуа великого итальянского комика — достаточно вспомнить замечательные трагикомедии «Трудная жизнь», «Мафиозо», «Мелкий-мелкий буржуа» — однако именно в образе эталонного придурка Отелло Челетти он по-настоящему блистает. Постоянное мимолетное движение мимических мышц позволяет его персонажу раскрыться куда лучше, чем десятки реплик. Надо сказать, что Витторио де Сика составляет с ним замечательный дуэт и не теряется на его фоне (спустя три года он пригласит Сорди в свою великолепную и неожиданно черную комедию «Бум»).
Комические репризы не скрывают главное достоинство фильма – Дзампа пошел против гуманистического течения «нового реализма» и снял кино про хамоватого, самодовольного, трусливого и глупого обывателя, который быстро теряет голову от полученной власти. Причем в буквально смысле – первое же переодевание в форму заставляет его уткнуться головой в пол. Впрочем, настоящее «головокружение от успехов» он испытает несколько позже. Фактически Отелло Челетти превращается в персонажа Сергея Никоненко в «Инспекторе ГАИ» Эльдора Уразбаева, который из-за принципиальности вступил в конфликт с наглым директором автосервиса Труновым, Никитой Михалковым в его излюбленном образе. Не удержаться и от параллелей с итало-испанским фильмом «Палач», герой которого тоже взялся за совсем неожиданную работу. Вот только и лейтенант милиции Зыков, и бывший гробовщик Хосе-Луис вызывали симпатию и сочувствие, а регулировщик Челетти скорее раздражает. Но и веселит, конечно.
При этом режиссер не обошелся без сатиры и высмеял политическую предвыборную борьбу, в которой все средства хороши, но эта тема подана впроброс, между делом. Главное тут всё же — трактовка образа мелкого беса, который, дорвавшись до власти, становится царьком. На таких отелло, как известно, до сих пор Земля держится.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Royal Film