Что смотреть: «Сумеречный самурай» Ёдзи Ямады

12+

Япония второй половины XIX века. После смерти жены самурай низшего ранга Сэйбэй Игути (великолепный Хироюки Санада, один из главных японских актеров в Голливуде) служит в хранилище, подрабатывает продажей клеток для птиц и пытается прокормить двух дочек и старушку-мать, которая его уже не узнает. Он настолько беден, что не может даже обновить гардероб, превратившийся в лохмотья, и сходить в баню, чтобы избавиться от въевшегося в него селедочного амбрэ. За угрюмый и жалкий вид коллеги по хранилищу за глаза зовут Сэйбэя «сумеречным самураем».

У его лучшего друга Митинодзё свои проблемы — он использовал всё свое влияние, чтобы расторгнуть несчастливый брак красавицы-сестры Томоэ (Риэ Миядзава), но бывший муж, хам, абьюзер и пьяница, не желает оставлять ее в покое. Тогда Сэйбэй вызывает его на поединок на берегу реки и ловко ставит наглеца на место при помощи простой палки. После этого Томоэ начинает посещать дом Сэйбэя, хлопотать по хозяйству и заботиться о нем и девочках. Но когда ее брат поднимает вопрос о свадьбе, «сумеречный самурай» вынужден отказаться — он не хочет своей бедностью испортить и так не сложившуюся личную жизнь Томоэ, ведь она достойна лучшей доли. Вскоре Сэйбэй получает опасное боевое задание — убить самурая, отлично владеющего оружием и отказавшегося делать харакири после бунта своего господина. А ведь никто не знает главный позор Сэйбэя — чтобы оплатить похороны жены, ему пришлось продать свой меч. Есть, правда, еще один, короткий, и его должно хватить.

Режиссер Ёдзи Ямада в основном был известен за свой цикл фильмов «Мужчине живется трудно» про добродушного и наивного дурачка Торо-сана. Изначально писавший сценарии для одноименного телесериала, в 1969 году режиссер перенес жизнь любимца Японии на большой экран и снял про него ни много ни мало 48 картин. Однако в 21-м веке у разменявшего седьмой десяток Ямады словно открылось второе дыхание. «Сумеречный самурай» (2002) — первый фильм трилогии режиссера по романам Сюхэя Фудзисавы, куда также входят «Скрытый клинок» (2004) и «Любовь и честь» (2006). Ни один из них не похож на классическое самурайское кино, и в этом их главная прелесть. Но назвать шедевром можно прежде всего «…Самурая», получившего 13 наград Японской киноакадемии и номинировавшегося на «Оскар» (проиграл «Нашествию варваров» Дени Аркана). Выдержанный в неброской цветовой гамме и сосредоточенный на бытовых подробностях, фильм при этом увлекает почище напряженного триллера. Ближайший аналог – то, что сделал для жанра вестерн Клинт Иствуд с «Непрощенным». Героический ореол благородного ковбоя/самурая забыт, осталась суровая и чаще всего неприглядная правда жизни. Вместо упора на кодекс чести и мельтешения одинаково стриженных мужчин в кимоно, Ямада говорит о вещах, понятных и актуальных сегодня — о социальном и гендерном неравенстве, о непроходимой дремучести правил и обычаев, о невозможности стать счастливым, даже когда жизнь дает тебе такой шанс. Впрочем, закадровый текст рассказчицы, дочки главного героя, дарит надежду – дожившая до XX века старушка посещает могилу отца и мачехи и рассказывает, что они всё же успели пожить вместе, пусть и недолгие три года.

Потрясающий в своей эмоциональной сдержанности Санада доказывает, что он большой актер, а не просто японский протагонист в голливудских фильмах с Томом Крузом (вышедший годом позже «Последний самурай»), Брэдом Питтом («Быстрее пули») и Киану Ривзом («Джон Уик 4»). А единственная боевая сцена в замкнутом помещении производит впечатление отточенностью хореографии и изяществом операторской работы Муцуо Наганумы. Но главное — это настроение, которое дарит просмотр. Когда дочка Сэйбэя говорит, что помнит отца вовсе не сумрачным, а счастливым, и что гордится им, невозможно отделаться от схожих ощущений — радости и гордости от знакомства с человеком, пусть оно и продлилось чуть больше двух часов.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Eisei Gekijo; Hakuhodo Incorporated; Nihon Television Network; Nippon Shuppan Hanbai (Nippan) K.K.; Shochiku Films Ltd.; Sumitomo Corporation