Что смотреть: «Монах и бес» Николая Досталя

12+

Про хорошие фильмы стоит говорить чаще, даже спустя время. 8 сентября 2016 года в прокат вышел фильм режиссера Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова «Монах и бес». К сожалению, получив в основном сдержанно-положительные отзывы кинокритиков, картина не стала массово оценена по достоинству, не была на слуху, не раскручивалась тизерами на телеканалах, и многие ценители прекрасного увидели её с большим опозданием.

Философское творение, с тонким юмором и драмой снято на стыке жанров: это религиозно-фантастическая трагикомедия с элементами мистики. Божественное ли провидение или случайность, но «Монах и бес» — последняя картина режиссера Досталя, которого не стало 18 января 2023 года.

Действие картины разворачивается в мужском монастыре первой половины XIX века, где вместе с новым насельником в здание проникает и тёмная сила. Монаху Ивану (Тимофей Трибунцев), совершающему чудеса, является загадочное создание, именующее себя Легионом (Георгий Фетисов). И теперь злой дух намерен всячески искушать Ивана, стараясь всеми возможными способами сбить его с праведного пути богослужения. Иван притворяется, что готов «поклониться» Легиону и отдать ему свою душу, если тот доставит его на Святую Землю. Легион неохотно на это соглашается (по его словам, бесам находиться в Святом городе не положено и с трудом переносимо) и по воздуху переносит Ивана в Иерусалим. Иван видит, как в святом месте цинично «торгуют Христом»: сувенирами, подделками, выдаваемыми за настоящие реликвии и в ярости переворачивает прилавки, пытаясь «изгнать торговцев», как делал Спаситель. Однако его жестоко избивают, и только чёрная магия Легиона исцеляет его и спасает ему жизнь. После поклонения у Гроба Господня бес очеловечивается, теряет свою магическую силу и едва не погибает, потому что трудно с чистой душой выжить в жестоком и циничном мире. Вдвоём они по морю и суше возвращаются в Россию. Дома их принимают за бродяг, жестоко секут плетьми и бросают в тюрьму, где Иван умирает от ран. Его душа возносится на небеса.

Легион, окончательно уверовав и став человеком, приходит в тот самый монастырь, где началась история, чтобы стать очередным послушником. Игумен принимает его, и новый монах занимает место Ивана. Закольцованный финал приводит к выводу цикличности процесса и догадке, что Иван тоже когда-то был бесом, а теперь Легион должен встретить своего искусителя.

Идея фильма родилась у Досталя после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни XIX и жития преподобного Иоана Новгородского XII века, по легенде совершившим паломничество в Иерусалим верхом на бесе.

По словам сценариста Юрия Арабова, Досталь просил написать сценарий о «монахе и чёрте», что-то вроде «Фауста» Сокурова, но «для народа».

«И я решил, что мы сделаем историю о том, как чёрт искушает святого, но в результате этого ангелом не становится, а становится человеком. Когда это было придумано, написать сценарий не составляло труда. Естественно, в эстетике я ориентировался на Лескова и Гоголя. И попытался написать в жанре, которого вообще нет в нашем кино: религиозной комедии с драматическим исходом».

Попытка удалась. Получилась многогранная притча или сказка, в которой каждый нашёл и увидел именно своё. В картине собрано несколько эпизодов из жития святых, но все они происходят с одним персонажем — монахом Иваном. Его душа в процессе сложного жизненного пути, абсурдных моментах после избиения в святом месте, (где воскрешает его, на минуточку чёрт), трансформировалась до кристальной чистоты.

Конечно, Иван не являет собой идеальный образ святого, за что картина получила открытую критику со стороны РПЦ, но тем естественнее и достовернее получился образ. Трибунцев гениально сыграл человека с характером, специфичного и амбициозного, простого и сложного одновременно. Ключевая афористичная фраза: «Не всё свято, что в книгу вмято», как раз и стала вектором мудрости, на который указали создатели фильма. Ведь любая идеология — это в какой-то мере форматирование сознания, поэтому, часто за книжными цитатами люди забывают об обыкновенной человечности.

Сама подача сюжета весьма своеобразна и напоминает зазеркалье привычного восприятия мира. Персонажи очень интересные, как и диалоги:

«Всякие здесь ходят, в Иерусалиме. Кого только ни увидишь. То ли люди, то ли козлы».

Или:

«Все друг друга ненавидят, а живут вместе… Почему?»

Множество крылатых выражений в фольклорном духе — просто кладезь для любителей народной мудрости.

Самое очевидное достоинство фильма заключается в лёгкости подачи серьезного материала, в глубине смысла, который всё больше раскрывается с каждым просмотром. Тонкий юмор с философской подоплекой великолепно вплетен в диалоги Трибунцева и Фетисова.
Чем больше узнаешь беса, тем больше испытываешь к нему симпатии. Но при этом уважения и доброго отношения к монаху меньше не становится. Этот фильм не о религии, а о двойственности нашей души, борьбе человека со своими отрицательными порывами. У кинокартины особая неспешной и обстоятельная атмосфера — то веселая и легкая, то грустная и трогательная. Она играет на эмоциях зрителя, переключая их со смеха на глубокие размышления.

В целях экономии бюджета, фильм снимался в Вологодской области на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в иорданском городе Петра, на побережье Мёртвого моря и в Крыму. Храм Гроба Господня и площадь перед ним построили в Севастополе, на заброшенном стадионе Черноморского флота. Было возведено три стены на уровне дверей храма, остальное — работа компьютерщиков. Стоит отметить, декорации удались на славу. Передана нужная атмосфера и веришь всему, что происходит на экране.

Для православного христианства подобный духовный оксюморон не является новшеством. История покаяния духов зла отражалась в древних византийских патериках и встречается в русской житийной литературе (например, житие преп. Антония Великого). Но «Монах и бес» впервые демонстрирует исправление лукавого, отказавшегося от гордыни и тщеславия.
Фильм учит не приклеивать поспешно ярлыки на человека, внутренняя духовная жизнь которого не видна беглому взгляду. Эта мысль подчеркнута киношным писарем, который сослался на теорию пещеры Платона:

«Видимый мир лишь отражение реальных сущностей, но не они сами».

К тому же важно помнить: вера — это не пособие по спасению, а сама жизнь и опыт.

Автор: Светлана Федорова

Обложка: © Эталон-фильм; Профит