18+
Милая азиатская девочка Вен (Кристен Цуй) ловит кузнечиков в идиллическом, залитом солнцем лесу, когда из чащи выходит шкафоподобный здоровяк в белой рубашке с коротким рукавом и пестрыми от тату ручищами (Дэйв Батиста) и предлагает ей дружбу. Его зовут Леонард, он никому не хочет зла, но нужно, чтобы Вен и ее приемные родители (Джонатан Грофф из сериала «Охотник за разумом» и Бен Элдридж из сериала «Дрянь») пустили его с друзьями в их летний коттедж. Девочка забегает в дом и предупреждает отцов об опасности, но в двери и окна уже ломятся люди с диковинным самодельным оружием в руках. Несмотря на сопротивление, отдыхающие взяты в плен и поставлены перед дилеммой — один из них должен убить любого другого члена семьи на выбор, иначе начнется апокалипсис, и тогда погибнут все без исключения.
В сцене, открывающей новый фильм Шьямалана, отлично передана постепенно сгущающаяся тревога, когда солнечный безмятежный мир вдруг дал трещину, а твой дом перестал быть крепостью. Когда избитый поджанр триллера про домашнее вторжение превращается в религиозную притчу, тревога не исчезает — незваных гостей проще всего принять за религиозных фанатиков, вкрадчивых психопатов-сектантов, познакомившихся на форуме про конец света. И оттого, что они терпеливо стараются убедить в своей правоте привязанных к стульям геев, а по телевизору бушуют цунами и падают с небес самолеты, легче не становится. И вообще, почему был выбран дом, где живет однополая пара? И откуда один из пленников помнит рыжего парня с самодельной булавой (Руперт Грин из «Гарри Поттера» и шьямалановского сериала «Дом с прислугой»)? На все эти вопросы зритель получит вполне внятные ответы.
Увы, приблизительно к середине саспенс сменяется типичной для режиссера мелодрамой, а развязка вполне может разочаровать. Шьямалан поставил фильм по роману Пола Г. Тремблея, но полностью изменил финал под себя, чтобы получился до боли знакомый коктейль из двух Стивенов — Спилберга и Кинга. Иначе говоря, чтобы страшное было полностью погребено под сентиментальным, как случилось и в прошлогодней экранизации комикса «Время». Однако и при таком раскладе нельзя отказать обожающему Хичкока малаяльцу в кинематографическом чутье и таланте. Несмотря на единство места, кино, во всяком случае его первая половина, смотрится буквально на одном дыхании. Во многом в этом и актерская заслуга культуриста и рестлера Батисты, и тут надо отметить неожиданную широту его творческой палитры — человек-гора, переигравший однотипные характерные роли у Дени Вильнева, Райана Джонсона и Зака Снайдера, очень тонок и убедителен в образе резонера, который пытается донести людям истину.
Преимущественно коммерчески успешный Шьямалан пробовал себя в разных жанрах — от лаконичного found-footage (псевдодокументального) хоррора «Визит» и семейной фантастики «После нашей эры» до деконструкции супергеройского комикса («Неуязвимый», «Стекло») и фильма про конец света «Явление», с которым неизбежно будут сравнивать «Стук в хижине». Но лучше всего ему, конечно, удается мистика «для всей семьи» с неожиданным и чаще всего драматическим концом. Здесь он остался верен себе — пощекотал нервы, поводил зрителя за нос и предложил ему самый очевидный в своей неожиданности финал из всех возможных. Что тут скажешь, получилось именно то, что от него привыкли ожидать, — не хуже, но и не лучше.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Universal Pictures