Вторая половина 90-х. Каллум (Пол Мескал заслуженно номинировался за эту роль на «Оскар») едет с 11-летней дочкой Софи (Фрэнки Корио) на недельный отдых в Турцию. Он не живет больше с девочкой и ее матерью в Шотландии и перебрался в Лондон, но это никак не мешает нежной доверительности и взаимопониманию между отцом и ребенком. Они едят, купаются, загорают, шутят, принимают грязевые ванны. Софи танцует под «Макарену», поет в караоке песню R.E.M. “Losing My Religion”, целуется с мальчиком, пробует на вкус пиво. Чуткий Каллум мажет дочку кремом для загара (оригинальное название фильма Aftersun как раз отсылает к подобному лосьону) и просит её делиться с ним всем, что происходит в ее жизни. Например, будущим наркотическим опытом, ведь он сам уже всё перепробовал («ну, паап!»). По сути это хроника идеальных каникул на море, вот только почему, закончившись на песне “Under Pressure” Queen и Дэвида Боуи, фильм оставляет такое печальное послевкусие?
Дебют живущей в Нью-Йорке шотландки Уэллс, снятый, по ее собственному признанию, в жанре «эмоциональная автобиография», — ностальгический осколок из детства, с которым может солидаризироваться каждый, кто ездил с родителями на курорт. Море, солнце, караоке — в общем, очередной фильм-открытка «из жизни отдыхающих». Однако за кажущейся бессобытийностью скрываются нотки неартикулированной, маячащей на горизонте трагедии, оставшейся за кадром смерти.
Каллума что-то мучает, но что именно? В канун 31-летия он напивается и уходит плавать в ночное море. Еще он иногда украдкой плачет по ночам и отчаянно отплясывает под вспышками стробоскопа на рейве в нескольких вставных сценах, которые явно существуют в воображаемой реальности его дочки. Собранная из полутонов, жестов и случайных фраз, картина позволяет погрузиться во внутренний мир девочки, но отец так и остается закрытым — ведь мы видим его только ее глазами. Двадцать лет спустя подросшая Софи (Селия Роулсон-Холл) просматривает снятые ей в детстве на камеру кадры и пытается найти какие-то ключи, нюансы, которые помогут ей разгадать эту загадку. Но однозначных ответов нет.
«Солнце мое», похожее одновременно на ранние фильмы Сергея Соловьева, «Проект «Флорида» Шона Бейкера (кстати, тоже выпущенный студией А24) и «Где-то» Софии Копполы, завораживает именно этой недосказанностью. А еще тем, что Шарлотта Уэллс смотрит на взаимоотношения отцов и детей с несколько непривычного ракурса: родительский опыт может быть не менее травматичным, чем подростковый, только отпрыски это не всегда замечают. А София вот заметила. Лето заканчивается, как и детство, родители смертны, и с этим надо как-то жить дальше. Именно в деликатной интонации, с которой в фильме даже не проговариваются в лоб, а нащупываются эти темы, и кроется его нежная и скромная сила.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © BBC Films