Что смотреть: «По Фрейду», «Город тайн: Исчезнувшая»

18+

В прокат выходит британская драма про придуманную встречу Зигмунда Фрейда с автором книг о Нарнии Клайвом Льюисом и детектив про пропавшую девушку с Эриком Баной. Казалось бы, что у них общего? Однако кое-что все же есть: в обоих главные герои страдают от психологических травм.

«По Фрейду», 2023, Мэтт Браун

Лондон 1939 года. Несколько дней назад гитлеровские войска вторглись в Польшу. Перебравшийся из Австрии в Англию больной раком доктор Фрейд (Энтони Хопкинс) мучается от боли без морфия, не дает дочке Анне (Лив Лиза Фрис из сериала «Вавилон-Берлин») жить взрослой жизнью с любимым человеком и ждет в гости запаздывающего писателя Клайва Стейплза Льюиса (Мэттью Гуд). Тот недавно принял христианство и высмеял Фрейда в сатирическом романе-аллегории «Кружной путь, или Блуждания паломника», поэтому беседа с саркастичным атеистом Фрейдом будет полна колкостей.

До написания «Хроник Нарнии» еще далеко, но Льюис, вынесший из Первой мировой не только ПТС, но и веру, уже с симпатией относится к легендам и мифам. Это вкупе с христианским терпением помогает ему понять и принять многие высказывания мудрого и вспыльчивого доктора. И все же в этом споре последнее слово остается именно за язвительным Фрейдом: когда он рассказывает про смерть жены и второй дочки и с болью «хвалит» за это Бога, Льюису особо нечего ему возразить. В любом случае каждый остается при своем мнении.

К великому изобретателю психоанализа в последний год его жизни действительно приезжал некий преподаватель Оксфорда, но кто именно это был — история умалчивает. Экранизация пьесы Марка Ст. Джермейна, написанной по мотивам книги Армана Николи «Дебаты о Боге», позволяет двум актерам проявить свой талант, но вполне может навеять скуку темными интерьерами и теософскими спорами. Режиссер Мэтт Браун старается по мере сил этого избежать — вставляет в сюжет сны и флешбэки из детства и окопов, где Льюис под огнем лишился атеизма, дает героям спрятаться во время угрозы воздушного налета в церкви и иногда фокусирует внимание на подавляемой отцом Анне.

К сожалению, это не отменяет общей пенсионерской благостности картины, которая по всем фронтам проигрывает куда более сильной и жесткой экранизации пьесы «на двоих» на схожую тему — «Вечернему экспрессу «Сансет Лимитед» Томми Ли Джонса по Кормаку Маккарти. Браун так и не решается заострить акцент на нездоровых созависимых отношениях отца и дочки и заканчивает их историю банальным компромиссом, намекающим на понимание. Льюис же по-прежнему остается со своей верой и психологической травмой после долгих часов в заваленной трупами траншее. Получилось не лишенное очарования, но очень старомодное и бесконфликтное кино про спор на вечную тему, где можно отметить разве что с запалом играющего Хопкинса.

«Город тайн: Исчезнувшая», 2024, Роберт Конноли

Федеральный агент Аарон Фальк (Эрик Бана) получает невнятный звонок от осведомительницы Элис (Анна Торв из сериала Финчера «Охотник за разумом»), которая должна была передать ему на флешке информацию о своем погрязшем в отмывании денег боссе (Ричард Роксбург). Как вскоре выясняется, она пропала во время корпоративного тимбилдинг-похода в горах. Фальк срочно отправляется туда, чтобы выяснить все детали у ее коллег и взявшей ее на работу начальницы (Деборра-Ли Фернесс, жена Хью Джекмана), которая подозревает Элис в романе со своим мужем. Постепенно из разрозненных свидетельств складывается общая картина похода, который обернулся чередой фиаско после поворота не туда — от укуса паука до ночевки в хижине, когда-то служившей пристанищем серийному убийце.

Австралийский детектив по бестселлеру Джейн Харпер формально не связан с «Городом тайн» 2004 года ничем, кроме режиссера и главного героя, которого в обоих фильмах расследование заставляет погрузиться в прошлое. В «Исчезнувшей» печальный Фальк в исполнении Баны оказывается в тех самых местах, где когда-то они вместе с отцом потеряли мать во время прогулки в дикой природе. Травма прошлого не дает ему смириться с пропажей Элис, тем более что буквально накануне он слишком на нее надавил для получения важных данных.

Больше всего похожий на «Базу «Клейтон» Джона Мактирнана минус саспенс и драйв, неспешный фильм Роберта Конноли очаровывает прежде всего видами природы. К актерам нет никаких претензий, но сама интрига и конфликтная и резкая Элис, не умеющая ладить с людьми, вызывают минимум эмоционального вовлечения. Пропала — да и бог с ней. Единственная мысль, возникающая к исходу фильма: в походы надо ходить с проверенными и опытными людьми.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © 14 Sunset; Last Session Productions; LB Entertainment; M.Y.R.A. Entertainment; Subotica Entertainment Ltd.; The Travelling Picture Show Company