16+
Начинающая актриса Света (Мария Мацель из «Перевала Дятлова») окончила театральную академию, но снимается, как водится, в эпизодах бездарных криминальных сериалов. Однажды ее подруга (Анна Завтур, сериал «Немцы») хвастает, что ее пригласили в крутой болливудский проект, частично снимаемый под Петрозаводском. Недолго подумав, Света напрашивается ехать с ней и, поспорив с мамой, бросается в неизвестность. Вот только подруга отказывается лезть в кузов фуры, а Света соглашается. В итоге она приезжает вместе с другими девушками не в сексуальное рабство, а на реальные, хоть и очень странные, съемки в российской глуши, среди залитых туманом лесов из хоррора.
Не знающий русского режиссер-индиец вместе с продюсером-французом придумали сюжет про свадьбу и русских бандитов, актеры и съемочная группа уже не первый месяц живут в отеле, а на площадке царит слабо организованный хаос. Исполнитель главной роли (двухминутное появление Юры Борисова) пропал. Танцоры под руководством хореографа отплясывают как в «Экстазе» Гаспара Ноэ. Изображающие бандитов любимцы режиссера Федор Лавров, Кирилл Полухин и рэпер Бледный из «25/17» старательно нюхают на камеру со стола белый порошок. Модный диджей (Евгений Ткачук), «разогревавший перед Prodigy», рубится за вертушками. Переодетая в красное платье Света стоит среди массовки и смотрит на всё это круглыми глазами. Когда заменивший исчезнувшую звезду обаятельный Андрей (Геннадий Блинов) предлагает ей принять участие в загадочном действе, актриса вновь соглашается и попадает на еще одни своего рода съемки, только без камеры – разыгрывание сценок из советских драм 70-х, снятых на шосткинскую пленку «Свема». Если верить ютуб-видео с убедительным ученым, это не просто игра, а ритуал, который помогает переходу на другую сторону, проникновению в иную реальность.
В своем уже четвертом фильме «Отпуск в октябре» плодовитый Роман Михайлов (пятый, «Поедем с тобой в Макао», находится в постпродакшене) говорит о магии кино и о природе времени одновременно. Это, пожалуй, его самая профессионально снятая и самая загадочная картина.
Комичное сочетается в ней с тревожным вроде поездки в никуда в кузове грузовика или встречи с местными гопниками, похожими на героев постапокалиптического фильма. Конспирология, мистические теории и игры в кино — с дуракавалянием героев и героинь, то изображающих животных, то читающих рэп на пробах под одобрительное покачивание головы Михаила Елизарова, то корчащихся под звуки группы «Стереозольдат». Как признался сам Михайлов, засыпающая в самом начале Света как бы подсказывает, что всё остальное — лишь ее сон, причем сон про будущее. Ностальгия по прошлому вообще играет в картине важную роль. Материал комичного болливудского режиссера похож на смесь криминальной комедии 90-х и Дэвида Линча (Михайлов ненавидит сравнения с ним, но что уж поделать). Сценки из несуществующих фильмов, снятые оператором Алексеем Родионовым на камеру, которую использовали на фильмах Балабанова, сделаны с любовью к кинематографу застоя, хоть и смотрятся как комические репризы. Ну и, конечно, название картины напрямую отсылает к шедевру «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем. Но есть ли такая вещь, как ностальгия по будущему? Только проснувшаяся от странного сна девушка из 70-х Света сможет ответить на этот вопрос.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Фрут Тайм