Что смотреть: «Наследие» Романа Михайлова

18+

Сельский подросток Руслан (Олег Чугунов из сериала «Черная весна») тусуется со сверстниками, боксером и механиком Витей, влюбленным Димой и дерзким Шпротом, который считает себя главным знатоком воровских понятий просто потому, что у него сидит брат. Однажды они едут на местную дискотеку отдохнуть и почесать кулаки, где под музыку бывшего гитариста Дельфина Павла Додонова манерам учат именно их. Зато там Руслан встречает прекрасную девушку в белом, настоящее мимолетное видение и ангела чистой красоты.

А еще Руслан навещает Тихона, умирающего знахаря, который когда-то лечил всю деревню, а теперь остался в полном одиночестве. Впрочем, односельчане передают ему продукты с Русланом, просто сами зайти в гости побаиваются. Юноша обещает колдуну, что уговорит местного попа отслужить по нему полную панихиду, однако это оказывается не так просто сделать – никто не хочет связываться с потусторонними силами, тем более священнослужители.

Выходящее в прокат на онлайн-платформах «Наследие» — четвертый фильм писателя, драматурга и режиссера Романа Михайлова при том, что третий (и лучший, по мнению автора), под названием «Отпуск в сентябре», пока еще не выпущен, но уже ведутся съемки пятого, «Поедем с тобой в Макао». Такой продуктивности можно только позавидовать, как и способности Михайлова не думать о коммерческом успехе и вызывать у зрителей искренний интерес. Собственный, ни на кого толком не похожий киноязык, который он развивает скорее интуитивно, методом проб и ошибок, так и подмывает назвать кустарным, полулюбительским. Во всяком случае, в предыдущем фильме Михайлова некоторые неумелые монтажные решения вызывали вопросы. Прогресс налицо: в «Наследии», экранизации рассказа из нового михайловского сборника «Праздники», есть несколько сцен, снятых одним кадром, без склеек, которые смотрятся вполне профессионально и даже изящно (в ночном клубе и на квартире во время веселой вечеринки).

И всё же дело не в кружащейся вокруг героев камере или в характерной желтоватой цветокоррекции, а в том, как и что нам рассказывает режиссер. Как и на страницах его произведений, мистическое всё время находится на расстоянии вытянутой руки, реальность слегка фонит и пучится по краям как миражи в пустыне, пленка в кинопроекторе или обои на стене в гриппозной горячке. В начале рассказа, не вошедшем в фильм, Руслан видит с бабушкой по телевизору репортаж из своего села, где появляются сплошь незнакомые люди — даже в их собственной квартире живут какие-то чужаки. И тут встречается фраза, многое объясняющая в методе автора: «это не они забрались в нашу квартиру, а мы сейчас залезаем куда-то не туда».

Это даже не столько метод, сколько транслируемое им стойкое ощущение попадания в сказочный мир, населенный не только знахарями и карликами, но обычными гопниками, бандитами и ментами (кстати, в «Наследии» появляются в эпизодических ролях Федор Лавров и Евгений Ткачук из «Сказки для старых», постер которой висит на стене автомастерской Вити), лошадьми и собаками. И где даже в мрачных наркопритонах, на шумных дискотеках и над бесприютными заснеженными полями правит любовь. И неважно, как она является – в образе девчонки с дискотеки, оказавшейся дочкой священника, бесплотного голоса из телефонной трубки как в «Снеге, сестре и росомахе» или невесты бандита из романа Михайлова «Дождись лета и посмотри, что будет». Главное, что она всё время где-то рядом, и это светлое чувство, пронизывающее всё творчество автора, настолько искренне, что не поверить в него просто не представляется возможным.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Пресс-служба Порта Севкабель