Что смотреть: «Мое преступление» Франсуа Озона

Париж 30-х. Молодая блондинка Мадлен Вердье (Надя Терешкевич) — начинающая актриса, которая пока не получила ни одной роли. Вместе с подругой Полин (Ребекка Мардер), выпускницей юрфака и адвокатом без клиентов, Мадлен снимает маленькую квартирку, откуда их скоро выгонит за неуплату уставший хозяин. Еще она встречается с сыном фабриканта Андре (Эдуар Сюльпис), который не хочет брать у отца деньги и нашел выход для них обоих в женитьбе на богатой невесте. В общем, ситуация печальная, но не безвыходная — как выясняется, всё может быть гораздо хуже. Вернувшись домой после неудачного прослушивания у похотливого продюсера (Жан-Кристоф Буве), Мадлен узнает, что его нашли застреленным. Самодовольный и приглуповатый прокурор (потешный Фабрис Лукини) уверен в том, что убийца именно она.

Нет худа без добра — когда горе-актриса сознается в содеянном, а Полин, как ее адвокат, произносит пламенную речь, Мадлен чудесным образом оправдывают. Так к ней приходит слава и многочисленные роли в театре, а к Полин — куча клиентов. Но вдруг из ниоткуда появляется настоящая убийца — вышедшая в тираж звезда немого кино Одетт Шометт (комический бенефис Изабель Юппер), которой не нравится, что лавры и признание достались кому-то постороннему. Да тут еще и другая пожилая актриса пускает пулю в своего надоевшего любовника. Похоже, убийства входят в моду!

Франсуа Озон уже в третий раз экранизирует пьесу, воспевающую прекрасный пол («8 женщин» про 50-е, «Отчаянная домохозяйка» про 70-е), но вышедшее в российский прокат «Мое преступление» интересно в первую очередь неожиданным созвучием текста, написанного в далеком 1934 году Жоржем Берром и Луисом Вернеем, реалиям дня сегодняшнего с его движением MeToo и обвинениями в домогательствах столпов киноиндустрии. В какой-то момент кажется, что такая пьеса про дам, победивших патриархат, вполне могла быть придумана в 21-м веке. Однако тут надо отдать должное режиссерскому чувству такта. Главный козырь фильма всё же не в набившей оскомину повесточной актуальности, а в легком ненавязчивом юморе, в иные моменты напоминающем советские телеспектакли про опасности западной жизни («Богач, бедняк», «Ищите женщину») и говорливые комедии Эрнста Любича и Билли Уайлдера (на его дебют «Плохая кровь» Мадлен и Полин бегут в кино после встречи со следователем). При этом заметна ирония Озона — феминистский дуэт двух подруг, хитроумно и при этом играючи добивающихся своего, как будто посмеивается над надувшей щеки серьезностью современных драм про борьбу женщин за права.

Двух молодых актрис прекрасно оттеняет солидный каст — кроме упомянутых Лукини и Юппер, явно пародирующей Сару Бернар, в «Моем преступлении» блеснул Андре Дюссолье в небольшой роли фабриканта и будущего тестя Мадлен и Дэни Бун в образе сластолюбивого ловеласа, который всё же верен своей супруге (впрочем, дождитесь газетных заголовков на финальных титрах). Да и к работе художников и ретро-саундтреку Филиппа Ромби не возникает никаких вопросов. В итоге у Озона получилось идеальное развлекательное кино, которое понравится даже тем, кто одинаково далек и от творчества режиссера, и от проблем гендерного равноправия.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Vertigo Média