Что смотреть: «Герой наших снов» Кристоффера Боргли

16+

Профессор колледжа Пол Мэтьюс (Николас Кейдж в очках и с лысиной и накладным животом) рассказывает скучающим студентам про мимикрию в мире животных, мечтает написать книгу о муравьях и живет тихой размеренной жизнью с женой (Джулианна Николсон из «Подпольной империи») и двумя дочками. Всё начинается с признания дочки и перешептываний учеников за спиной и постепенно приобретает пугающе грандиозный масштаб — Мэтьюс по непонятной причине становится гостем в чужих снах, причем всегда в роли пассивного наблюдателя. Доходит до того, что его узнают незнакомцы на улице.

И вот уже в аудитории небывалый наплыв учащихся, готовых поделиться с ним своими сновидениями, а модное рекламное агентство (во главе с Майклом Серой) предлагает профессору рекламировать Sprite и встретиться с Обамой. На родных эта слава тоже сказывается —  жена добивается участия в долгожданном проекте, дочка впервые просит подвезти ее до школы. Мэтьюса, конечно, интересует только издание его книжки, но раз уж пришла такая слава, почему ей не воспользоваться? Однако вскоре неожиданный феномен показывает свою темную изнанку — сны с профессором превращаются в ночные кошмары, где он душит, режет и забивает насмерть тех, к кому является. Всеобщая любовь сменяется тотальным кэнселингом.

Норвежец Кристоффер Боргли уже высмеивал феномен успеха, рекламу и соцсети в двух сатирических комедиях «Тошнит от себя» и DRIB. Его третий полный метр и американский дебют «Герой наших снов» выпустила компания A24, да еще и под продюсерским пантронажем Ари Астера. Сравнения с «Всеми страхами Бо» неизбежны, хотя эта абсурдистская история взлета и падения больше напоминает фантазии Чарли Кауфмана — «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптацию» (у Кейджа там даже грим похожий). Да и запланированная книга профессора про муравьев называется подозрительно похоже на роман Кауфмана «Муравечество».

Есть и привет из поп-культуры, знакомой всем и каждому. Когда внезапная слава превращает жизнь Мэтьюса в кошмар, лучшей иллюстрацией этой несложной идеи становится перчатка Фредди Крюгера. Профессора заставляют примерить ее на фотосессии в прогрессивной Франции — единственном месте, где ему еще рады. Чего уж там, даже российская локализация названия (кстати, картина выйдет в прокат в апреле) напоминает какой-нибудь фильм франшизы про убийцу с улицы Вязов.

Но отвлечемся от ассоциаций и отсылок — прежде всего в этой горькой и смешной комедии про испытание медными трубами стоит отметить Николаса Кейджа в нетипично сдержанной роли. Последнее время практически каждый год обещают очередной фильм-прорыв с этим замечательным актером, приобретшим статус мема, но только сейчас, после откровенно слабых «Ренфилда» и «Невыносимой тяжести огромного таланта», Кейдж проявил себя в полной мере в материале, который его достоин. Даже в неловкой сцене, где он разыгрывает эротический сон по просьбе своей поклонницы и падает жертвой метеоризма, Николас Ким Коппола умудряется не удариться в слэпстик, хотя, казалось бы, все предпосылки для этого были. Остается только поздравить его (и самих себя) с очевидным успехом.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © A24; Square Peg