Что смотреть: «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина

18+

Есть книги, плохо поддающиеся экранизации, и роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз из их числа. В 70-е к книге обращались Анджей Вайда и Александр Петрович, но они сняли фильмы именно что «по мотивам» — поляк оставил от романа только главы с библейскими сценами (отсюда и название «Пилат и другие»), а серб напротив вырезал их вместе с балом Сатаны и сосредоточился на страданиях писателя, подавляемого властью. В 80-е выходила телевизионная четырехсерийная телеверсия романа — ещё один польский режиссер Мацей Войтышко на тот момент с наибольшим уважением отнесся к оригиналу и почти всё оставил неизменным.

Затем пришел и черед России — сначала многострадальная (и малоудачная, в духе «фантасмагорических» фильмов перестройки) экранизация Юрия Кары, пролежавшая на полке из-за разногласий с продюсерами около 20 лет и вышедшая на экраны в порезанной версии (монтажную можно найти в интернете). Популярный телесериал Владимира Бортко, получивший ТЭФИ-2006, смотрелся вопиюще низкобюджетно и неприятно удивлял решениями даже на уровне кастинга. Настал черед блокбастера-долгостроя Михаила Локшина с бюджетом в 14 миллионов долларов, который выходит на экраны в этот четверг.

Всего лишь второй фильм режиссера «Серебряных коньков» действительно поражает размахом — и с тщанием воссозданная с помощью CGI Москва 30-х, и выбранная темноватая палитра картинки, и выдающаяся работа костюмера достойны самых добрых слов. Но главное тут другое — Локшин, сменивший в какой-то момент у руля штатного режиссера студии «ТриТэ» Николая Лебедева («Легенда №17», «Нюрнберг»), с помощью сценариста Романа Кантора создал не только близкое к первоисточнику, но и во многом новаторское прочтение книги. Ближе всего получилось, как ни странно, к версии Петровича — здесь тоже фокус на истории Мастера, затравленного за публикацию пьесы «Пилат» и отправленного после допросов в дурдом, тоже с нелюбовью говорится про власть и в какой-то момент упоминается «усатый» в Кремле. По нынешним временам, картина смотрится вполне актуально и даже порой кажется откровенно смелой. Да и Воланд, как в итало-югославском фильме, тоже производит впечатление скорее иностранного агента, чем профессора.

Но создатели, к их чести, придумали еще и обрамляющую книгу реальность. Там Мастер пишет роман в дурдоме, одновременно вспоминая приведшие его сюда события. Получается рассказ в рассказе, матрешка из двух миров, реального и воображаемого, в котором герои из повседневной жизни появляются в несколько гипертрофированном виде. Например, его встреча в лечебнице с поэтом Бездомным (Данил Стеклов в непривычном образе) — тоже лишь часть романа.

Выбор актеров на главные роли поначалу вызывал сомнения, но, как ни странно, семейная пара Евгения Цыганова и Юлии Снигирь идеально вписалась в образы Мастера и Маргариты. Привычное амплуа актера, которое можно описать словосочетанием «сонная мужественность», приобретает тут нехарактерный для него драматический надлом, а Снигирь, которая обычно приковывает внимание не столько игрой, сколько внешностью, преобразилась в жертвенную музу. Аугуст Диль в роли Воланда переходит с немецкого на ломанный русский и не вызывает вопросов — то недобро хохочет, то опасно темнеет взором.

Вот его свита не так колоритна, как хотелось бы: Юрий Колокольников в образе Коровьева натужно кривляется, а жуткий Азазелло получился у Алексея Розина несколько карикатурным. Да и сцены встречи Понтия Пилата (талантливый датчанин Кас Банг из «Квадрата» Ослунда) и Иешуа Га-Ноцри явно интересуют режиссера меньше основной темы и даются почти впроброс. Зато есть герой Яценко, лучший друг Мастера, который пишет сценарий мюзикла про колхоз, и он прекрасно заземляет гротеск происходящего своей трогательной достоверностью.

Есть, правда, вопросы чисто технического свойства — отрезанная голова Берлиоза, мультяшный кот Бегемот (в озвучке Юры Борисова) и, конечно, внушительная грудь обнаженной Маргариты, залетевшей на бал к Воланду, режут глаз своей нарочитой искусственностью, прорисовкой в духе подросткового фэнтези или компьютерной игры. Как и пылающая Москва в финале, похожем на конец «Окраины» — правда, у казаков не было времени полюбоваться на горящий город. Но все эти минусы не могут так уж сильно перевесить достоинства — прежде всего способность авторов уместить роман в 2,5-часовой фильм без особых потерь и передать щемящую печаль двух влюбленных, выбравших добровольный уход из жизни, чтобы встретиться в вечности.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © «Марс Медиа Энтертейнмент»; «Амедиа»; «Профит»