Что смотреть: «Кошки-мышки» Сюзанны Фогель

18+

Скромная студентка Марго (Эмилия Джонс) учится и работает продавщицей попкорна в кинотеатре. Однажды она знакомится с постоянным посетителем вечерних сеансов, высоким и загадочным Робертом (Николас Браун, Грег из сериала «Наследники»). Он старше ее, любит фильмы с Харрисоном Фордом и живет с двумя кошками. Они начинают переписываться каждый день, и вскоре Марго уже воспринимает его как своего парня, несмотря на тревожные сны и предостережения соседки по комнате Тейлор (забавная Джеральдин Вишванатан), которая ведет феминистский паблик и не особо доверяет мужчинам. При этом красных флажков и тревожных звоночков от Роберта хватает с избытком, но девушка предпочитает их не замечать. В итоге их первое свидание оборачивается настоящим фиаско.

Вышедшие в российский прокат «Кошки-мышки» — экранизация рассказа «Кошатник» (Сat Person) талантливой писательницы Кристен Рупенян. Правда, режиссер Сюзанна Фогель, известная по комедии «Шпион, который меня кинул», ремейку британского сериала «Утопия» и сценарию милого драмеди про старшеклассниц «Образование», использовала первоисточник как своего рода отправную точку. Очевидно, в этом скорее заслуга заслуженной сценаристки Мишель Эшфорд («Операция «Мясной фарш», мини-сериал «Тихий океан»), которая раскручивает маховик триллера ровно с того места, где в рассказе стоит точка — после обидной эсэмэски со словом «шлюха».

Кино про Холокост, куда Роберт ведет Марго на первом свидании, Эшфорд заменяет безобидными «Звездными войнами», и при этом добавляет сгущающие атмосферу жути ночные кошмары, придумывает тревожную сцену в подсобке и дает зрелищный аттракцион с драками и пожаром. Конечно, первоисточник при всем желании сложно было бы растянуть на полнометражный фильм, но в итоге смысл рассказа меняется на чуть ли не противоположный. Это уже не история плохого секса и так и не начавшегося романа с великовозрастным занудой и душнилой, а малоудачная смесь черной комедии и триллера из 90-х. Из плюсов можно отметить хорошую операторскую работу Мануэля Биллетера (сериалы «Озарк» и «Каратель») и то, что в небольших ролях появляются Хоуп Дэвис (мать Марго) и Изабелла Росселлини (ее учительница) — впрочем, нельзя сказать, что они как-то особенно запоминаются. Единственное, что по-настоящему вызывает в картине интерес — необычная трактовка игры в кошки-мышки.

В сталкера превращается не Роберт, а Марго. Более того, в их финальной конфронтации Роберт не ведет себя как типичный психопат, а говорит вполне разумные вещи, так что к нему невозможно не испытывать сочувствия. Такой сбой оптики придает картине неоднозначности, что особенно ценно в современной повесточной парадигме, где мужчины всегда монстры, а женщины — жертвы. Однако создатели фильма не развивают этой темы и даже закидывают в финале крючок в духе хоррор-франшиз, когда с Марго пытается познакомиться очередной посетитель кинотеатра. Роберт ушел, но дело его живо. Уходят старые — приходят новые.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Echelon Productions, Inc.; Studio Canal; The New Yorker Studios