18+
В больницу Лос-Анджелеса поступает буйный окровавленный иностранец (первая главная роль Пирса Броснана). Выкрикивая что-то невразумительное на французском, он кусает за ухо дежурящего врача Эйлин Флакс (британская актриса и модель Лесли-Энн Дауд) и тут же испускает дух. С этого момента Эйлин начинает видеть наяву всё, что происходило с покойным, как только он переехал с женой (Анна-Мария Монтичелли) в Америку. Как выясняется, Жан Шарль Помье был антропологом и исследовал обычаи и верования народов Севера, а в Лос-Анджелесе столкнулся со зловещей бандой «кочевников». Неформально одетые молодые люди, похожие то ли на поклонников Guns N’ Roses, то ли на бандитов из постапокалиптических пустынь «Безумного Макса», пасутся рядом с домом Шарля в черном фургоне и оставляют на стене надписи вполне в духе семейки Мэнсона — «свиньи», «убивать» и тому подобное, да еще и красной краской. Антрополог берет фотоаппарат, украдкой следует за фургоном по всему городу и становится свидетелем не только антисоциального поведения «поганой молодежи», но и убийства. Вот только потом на фотографиях никто из убийц не отображается. Неужели это не люди, а злые духи с далекого Севера?..
«Кочевники» (1986), дебют режиссера «Крепкого орешка» Джона МакТирнана, производит двоякое впечатление. Для хоррора недостаточно страшно и внятно, для притчи — слишком много жанровых условностей. При чем тут Лос-Анджелес и злые духи индейцев инуитов? Почему врач видит прошлое то глазами французского антрополога, то как будто смотрит фильм с его участием? В какой-то момент Помье натыкается на призрак монашки (колоритнейшая Фрэнсис Бэй из «В пасти безумия»), которая, кажется, забрела на огонек совсем из другого фильма. Однако в этом жанровом вихлянии скрывается и львиная доля его очарования.
Сновидчески-галлюцинаторная атмосфера напоминает австралийские фильмы Питера Уира вроде «Последней волны», а смертельная угроза, без видимых причин вторгающаяся в мирную жизнь, — «Попутчика» Роберта Хармона и «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу (оба, кстати, сняты по сценарию Эрика Реда). Ночные виды непарадного Лос-Анджелеса с грязными пустырями и эстакадами выглядят не особенно привлекательно — скорее опасно. Всё это сопровождается музыкой Билла Конти (композитор «Рокки») с гитарными запилами легенды хард-рока Теда Ньюджента. Главаря банды играет Адам Энт, лидер нововолновой группы Adam & The Ants, а одну из облаченных в кожу девиц — Мэри Воронов, бывшая девушка «Фабрики» Энди Уорхола, заслуженная дива трэш-кино и талантливая писательница. Словно чтобы еще больше запутать или удивить, в начале фильма в больнице по интеркому вызывают доктора Бенвея, отрицательного персонажа книг Уильяма Берроуза.
Настоящая плоть от плоти 80-х, фильм произвел настолько сильное впечатление на Арнольда Шварценеггера, что он настаивал, чтобы именно МакТирнан снимал с ним «Хищника». Вряд ли будущий губернатор Калифорнии полностью разобрался в сюжете, но общее ощущение тревоги смогло его покорить. Кто эти кочевники — олицетворение страха взрослых американцев перед хэви-металлистами? Или темная изнанка города, породившего Мэнсона? Или тот «иной», что таится внутри каждого из нас? Все толкования кажутся одинаково справедливыми. Зрителю остается лишь выбрать одно из них, а герою Броснана, ставшему одним из «кочевников», — колесить по Городу ангелов и ждать новые души.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Metro-Goldwyn-Mayer